|
Мадина Меирманова Одиннадцатым премьер-министром Казахстана стал 53-летний Аскар Мамин. Уроженец Астаны, в политической истории страны он известен с 1996 года
Аскар Мамин - коренной житель Астаны. Именно тут он начал свою политическую карьеру еще на закате СССР, работая в органах Управления внутренних дел Целиноградского облисполкома (1988-1991). Потом был период бизнес-проектов. И в 1996 году Мамин “выстрелил”, заняв пост первого заместителя акима города. Вообще первое десятилетие своей карьеры он занимал кресла заместителей. Причем, как правило, недолго. Так, через пару лет после назначения в акимат Астаны он стал замом председателя административного совета Акмолинской СЭЗ, где тоже просидел всего два года (1998-2000). Потом была должность вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (08.2000 - 02.2002). Три месяца (с ноября 2000 по февраль 2001 года) проработал председателем комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Затем последовало возвращение в бизнес - целый год Аскар Мамин возглавлял ТОО “Инком-Астана” (интернет подсказывает, что эта компания занимается операциями с недвижимостью, включая комплексное обслуживание объектов коммерческой и жилой недвижимости). Еще год в должности первого вице-министра индустрии и торговли (23.06.2003 - 14.05.2004) и год в кресле министра транспорта и коммуникаций. С сентября 2006 по апрель 2008 года Аскар Мамин трудился акимом Астаны. В этой должности он стал известен тем, что преобразил центральный проспект старого города - проспект Республики, сменив облицовку жилых домов алюкобондом на керамогранит. Разумеется, только со стороны улицы. Дольше всего Мамин прослужил президентом АО “Национальная компания “Казахстан темир жолы”, возглавив компанию в 2008 году, уйдя оттуда на должность первого заместителя премьер-министра. А теперь уже и став премьером. Во-первых, судя по жесткому тону заявления президента, с которым он снял с должности Бакытжана Сагинтаева, новому Кабмину придется продуктивно поработать. Ибо, как сказал президент, несмотря на множество законов и решений правительства, “положительные изменения так и не произошли”. Речь идет и о сырьевой направленности экономики (от которой мы уже лет 10 как пытаемся оторваться), и об изображении бурной деятельности по реализации массы госпрограмм, которые “выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют”. Речь идет и о недостаточном создании рабочих мест, и о слабом развитии малого и среднего бизнеса, который пока не превратился в драйвер экономического роста. А также о постепенном (в чем никак не хочет признаваться правительство) обнищании граждан, которые все большую долю своих доходов вынуждены тратить на продукты питания (при этом речь не идет об увеличении размеров съедаемого).

Фронт работы нового Кабмина Президент напомнил, что ресурсы для того, чтобы страна и ее народ жили лучше, выделены. “Два года назад мы провели конституционную реформу, и правительство вместе с акимами получило все необходимые полномочия и независимость, чтобы решать социально-экономические вопросы и нести ответственность за это. Приняты все необходимые государственные программы, в том числе индустриальная, социальная, а также развития инфраструктуры, здравоохранения и образования. Выделены необходимые ресурсы для их осуществления”, - заявил в конце прошлой недели Нурсултан Назарбаев. Теперь новому руководителю Кабмина наверняка с существенно обновленной командой предстоит “выработать действенные шаги, направленные на повышение уровня жизни, стимулирование экономики, реализацию стратегических задач”. Как это будет выглядеть сценарно, обрисует сам президент уже в среду на съезде партии “Нур Отан”. Причем, судя по словам президента, его инициативы опять потребуют допфинансирования и из бюджета, и из Национального фонда. Направлений в целом три. Ключевые - усиление социальной поддержки малообеспеченных граждан и расширение возможностей для улучшения жилищных условий социально уязвимых слоев населения. Судя по всему, эти направления и стали результатом волнений многодетных матерей (а позже к ним присоединились и низкооплачиваемые работники-мужчины), которые прошли по всему Казахстану. Напомним, что у матерей главным требованием стало повышение размера пособий и выдачи жилья. Но самое важное, потому как носит более глубокий системный характер, - это третье направление: “серьезное изменение политики развития регионов”. Ключевым оно является по простой причине - основная масса волнений прошла в крупных городах, куда в буквальном смысле сбегают от своих проблем жители разных регионов. А это означает, что в своих регионах они не смогли найти ни работу, ни способ самореализации. То есть местные власти недостаточно поработали и над созданием рабочих мест, и над обеспечением режима комфортного существования жителей. Исходя из подобного заявления президента стоит ожидать не только пересмотра программ по развитию регионов, но и смены ряда руководителей областных акиматов. Возможно, в оценку KPI их деятельности добавится один важный пункт: сколько людей переехало из их области в другие в поисках работы и лучшей жизни. В любом случае, скорее всего, и Кабмин, и региональный облик исполнительной власти окончательно будет сформирован уже к началу заседания съезда правящей партии.
Астана
|