|
Ольга Шишанова В Казахстане обострилась ситуация со сбором металлолома, являющегося товаром и стратегическим сырьем, который может приносить существенные доходы государству, но требует пристального внимания властей
В республике накопилось множество проблем в секторе вторичной металлургии, а именно обострились проблемы рынка отходов и лома цветных и черных металлов. Об этом в своем депутатском запросе премьер-министру РК Бахытжану Сагинтаеву заявил сенатор Едил Мамытбеков. Так, по информации ассоциации “Республиканский союз промышленников вторичной металлургии” металлофонд Казахстана составляет от 150 до 250 миллионов тонн, тогда как ежегодное ломообразование отходов и лома черных металлов превышает пять миллионов тонн, а его сбор находится на уровне 3 - 3,5 миллиона тонн. При этом более чем в 80 процентах случаев первичной заготовкой и сбором лома занимаются физические лица, которые фактически являются самозанятыми, и их количество составляет не менее 100 тысяч человек. Кроме того, по стране функционируют около семи тысяч приемных пунктов, из которых, если верить статистике, более 90 процентов нелегально. Естественно, при таких условиях сбор лома оставляет желать лучшего. Между тем этот вопрос неоднократно поднимала ассоциация на всех уровнях, и он вроде как нашел поддержку и понимание у властей. Плюс в 2017 году депутаты сената внесли изменения в налоговое законодательство касательно деятельности по сбору, заготовке, хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов, которые могли бы стать основой для перехода на совершенно новый формат организации управления отраслью вторичной металлургии. Но пока отрасль ни на шаг не продвинулась в решении своих вопросов из-за того, что, по мнению сенатора, “для реализации новой системы управления отраслью необходимо было принять ряд подзаконных актов, проекты которых были бы предварительно согласованы с соответствующими уполномоченными органами”. Во-первых, субъекты рынка должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, позволяющим производить товарный лом согласно национальным стандартам. Во-вторых, они же должны предоставлять в режиме реального времени отчеты уполномоченному органу о закупленном и реализованном ломе, что является требованием цифровизации экономики. В-третьих, должны производить выплаты специальные предприятия, а их насчитывается почти 150, за физических лиц, реализующих лом, дополнительно без удержания из выплаченных ими денег подоходного налога, пенсионных отчислений, обязательного медицинского страхования. Таким образом, полагает сенатор Мамытбеков, можно было бы нормативно легализовать не менее ста тысяч самозанятых сборщиков лома. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать при акиматах областей и таких городов, как Астана, Алматы и Шымкент, комиссии, которые вели бы разъяснительную работу среди населения, осуществляли проверку субъектов рынка на соответствие квалификационным требованиям, мониторили легализацию самозанятых. А до тех пор, пока не утвердят подзаконные акты, которые бы помогали регулировать вышеперечисленные моменты существования отрасли, убежден сенатор, система работать не сможет. Напротив, из-за отсутствия упорядоченности в перечисленных вопросах сегодня сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, согласно действующей норме Налогового кодекса РК, уполномоченный орган должен сдавать отчетность в Минфин РК о закупленном ломе и начисленных налогах. И это правильное требование, которое направлено на мониторинг роста налоговых поступлений. С другой - уполномоченный орган не может это делать, так как нет приказа, обязывающего субъектов рынка предоставлять такую информацию. Вместе с тем если бы МТСЗ РК еще в прошлом году внесло норму, обязывающую субъектов рынка, ведущих закуп лома, оплачивать налоги за самозанятых, то с учетом имеющихся данных о ломозаготовке уже тогда можно было бы получить одних только пенсионных отчислений за самозанятых не менее полутора миллиардов тенге.
Астана |