Юлиана Жихорь
Проблема неосвоения бюджетных средств плавно перекочевывает из года в год на протяжении последнего десятилетия. С завидной периодичностью премьеры ругают министров и акимов за отсутствие рвения в исполнении государственных задач, и каждый год остаются неистраченными выделенные на конкретные цели деньги.
В 2008 году таких осталось более 33 миллиардов, на 7,2 миллиарда больше, чем в 2007 году
Наибольшее неисполнение пришлось, как ни странно, на Астану - 10 миллиардов тенге. По 5 миллиардов осталось у Алматы и ЮКО. Дальше по убывающей: Кызылординская область (2,7 миллиарда), ЗКО (2,4 миллиарда), ВКО (2,2 миллиарда тенге).
Неосвоенными остались даже деньги, выделенные на конкретные программы, так называемые целевые трансферты из республиканского бюджета. Таковых в прошлом году было перечислено в регионы 476,6 миллиарда. Акимы же недоосвоили из них 9,1 миллиарда. “Сумма неоплаченных обязательств составила 5 миллиардов тенге, сумма неосвоения по сравнению с итогами прошлого года уменьшилась на 3,2 миллиарда тенге”, - сообщил глава Минфина Болат Жамишев.
Правда, как говорит министр, на то есть причины. Например, в Астане ситуация с освоением целевых трансфертов ухудшилась в сравнении с итогами прошлого года на 4,5 миллиарда тенге из-за нечистоплотности подрядчиков. Например, сейчас в столице судятся с подрядчиком строительства моста и реконструкции улицы за неисполнение договорных обязательств, несоблюдение технологий производства и просчетов в проекте. 200 миллионов тенге, выделенных на строительство Центра крови, “зависли” из-за несвоевременного сноса дачных участков.
Значительная часть “зависших” целевых трансфертов предназначалась для строительства школ. Только в Кызырлординской области по причине отставания подрядчика от графика работ остались неисполненными 700 миллионов тенге, в ЮКО по этой же причине - 300 миллионов.
По закону местные исполнительные органы имеют право направлять остатки бюджетных средств на завершение финансирования бюджетного инвестиционного проекта (БИП), утвержденного в бюджете прошлого года на сумму, не более 10 процентов от его утвержденного годового объема. По данным местных исполнительных органов, порядка 1,1 миллиарда тенге предлагается направить на такие проекты. “Конечно, - заявил Жамишев, - возникает вопрос об источниках финансирования этих незавершенных объектов. Ну, любое неосвоение чревато тем, что затем необходимо будет решать этот вопрос в следующем финансовом году”.
Кстати, хроническое неосвоение сопровождается еще одной хронической болезнью - местные исполнительные органы с такой же завидной периодичностью завышают объемы ожидаемых доходов региона. Дело в том, что от суммы ожидаемых доходов местного бюджета напрямую зависит размер выделяемых из государственного бюджета трансфертов и отдаваемых из регионов в центр изъятий. “На 2008 год прогноз, который мы учитывали при расчете субвенций и изъятий, составлял 620 миллиардов тенге, а местные исполнительные органы в маслихатах утвердили планы на 782 миллиарда тенге. То есть на 161 миллиард тенге выше, чем мы до этого согласовывали с ними”, - рассказал Бахыт Султанов на селекторном совещании в правительстве. Кстати, аналогичная ситуация была в 2006 и 2007 годах, когда планы по доходам приходилось дополнительно корректировать на 101 и 235 миллиардов тенге соответственно.
Вопреки ожиданию глава Минэкономики не стал критиковать нерадивых акимов за неисполнение бюджетных средств, а призвал их экономить: не наращивать административные затраты, в том числе на командировки, капитальный ремонт и укрепление материально-технического оснащения.
Астана |