Ботагоз Омар
Практика по заключению соглашений о разделе продукции (СРП) в Казахстане будет упразднена. Такая норма заложена в законопроекте “О недрах и недропользовании”, презентация которого состоялась вчера в мажилисе парламента. По словам экспертов, этот шаг связан с низкой эффективностью механизма раздела продукции - даже при высоких ценах на сырье наша страна не получает ожидаемой отдачи по таким проектам
С принятием нового законопроекта в правительственной редакции Закон “О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море” от 8 июля 2005 года будет упразднен. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева, “политическая отмена этого вида контрактов состоялась уже после того, как был принят Налоговый кодекс, в котором проведена соответствующая идеология”.
Как говорится в постановлении правительства на данный законопроект, “в мировой практике применение СРП как модели контрактов на недропользование характерно для стран с развивающейся и переходной экономикой”, которые находятся на той же стадии, что и Казахстан в начале 90-х.
Пока Минэнерго не берется ответить на вопрос, какую роль сыграло введение СРП. “История не имеет сослагательного наклонения. Если бы не было СРП, то пришли бы инвесторы на Кашаган или нет - кто его знает”, - отметил Сауат Мынбаев.
Но в одном министр убежден: новые инвесторы придут и после отмены данного механизма. “Мы в декабре заключили соглашение по блоку N на Каспии. Контракт подписан не только на базе действующего законодательства, но и на базе проекта Налогового кодекса, теперь уже закона, который был уже подписан, - сообщил глава Минэнерго. - А новый Налоговый кодекс, как вы понимаете, предполагает достаточно приличную нагрузку на недропользователей, и нам кажется, мы могли бы на базе действующего законодательства по-прежнему привлекать инвесторов”.
Депутат Мурат Абенов поинтересовался, как в новом законодательстве будет решен вопрос утилизации попутного газа, напомнив мировую статистику, по которой ежегодно сжигается 110 миллиардов кубометров “голубого топлива”. При этом народный избранник посетовал, что в действующем законе заложены дублирующие функции различных государственных органов, что не приводит к изменению положения дел в этом направлении.
Как выяснилось, в этом вопросе законодательно больших изменений не вводится. Сжигание газа запрещено, за исключением двух случаев - когда создается угроза возникновения аварийных ситуаций или когда для испытания скважин есть технологическая необходимость. В целом благодаря принятым госорганами мерам в прошлом году объем сжигаемого газа был сокращен на 28 процентов.
Кроме того, правительство намерено на законодательном уровне ввести порядок возобновления действия контрактов на недропользование в случае прекращения их действия в одностороннем порядке по инициативе компетентного органа. По мнению мажилисменов, эта норма является коррупционной.
Сауат Мынбаев в этом вопросе разводит руками. По его мнению, здесь все открыто и предельно ясно. Это в нынешнем законодательстве основанием для разрыва контрактов могут быть “существенные нарушения условий контрактов”, хотя никто не знает, что такое “существенные нарушения”. “По этому поводу во время обсуждений мы сломали немало копий, - сообщил глава Минэнерго. - А в действующем проекте заложена следующая схема: дается уведомление о нарушении контрактных обязательств, если недропользователь их не исполняет, то такие уведомления являются основанием для прекращения контрактов”.
Касательно возобновления контрактов главный энергетик страны признался, что “были случаи, когда контракт разорван по ошибке, попросту по неправильно предоставленным данным”. “Признавая эти ситуации, мы вынуждены это восстанавливать судебным путем”, - добавил он.
Астана |