|
Юлиана Жихорь
Мировой финансовый кризис начался с устойчивого укрепления национальных валют по отношению к доллару. Однако, похоже, что эра роста закончилась. Во всем мире, в том числе и в соседних с Казахстаном странах, валюты стремительно дешевеют. Похоже, докатилось и до нас.
С одной стороны, глава Нацбанка Анвар Сайденов успокаивает, что задачей правительства “становится обеспечение устойчивости тенге”. С другой - в славных традициях чиновничьего витийства и плетения словес допускает “плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах”.
Хотя, раз сказал, значит, падение неминуемо. Вопрос, собственно, в том, насколько “плавно” и каковы эти “контролируемые пределы”?
Итак, правительство, по сути дела, признало, что курс тенге, бывший устойчивым на протяжении последних 14 месяцев, все же будет изменяться в сторону снижения. Судя по словам Сайденова, произойдет это не в короткий промежуток времени, как в России, а за достаточно долгий срок.
Кроме того, учитывая, что чрезмерное удешевление тенге может спровоцировать социальное недовольство (вследствие снижения платежеспособности населения), тенге вряд ли достигнет уровня 2004 года (порядка 148-150 тенге за доллар). Вероятнее всего, рост доллара составит порядка 10 тенге в течение 5-6 месяцев.
Однако с уверенностью говорить о возможности “замораживания” тенге именно на этом уровне не приходится. И зависит это не только от мировой конъюнктуры - факторов, так сказать, объективных, но и моментов совершенно субъективных.
Падение вызовет ажиотаж населения - это раз. Во-вторых, насколько гладко получится “контролировать” у нашего не всегда безупречного правительства? И наконец, наше государство (и особенно отдельные его представители), как известно, любит играть в азартные игры, а игра на курсах - одна из азартнейших...
В соседней России, во всяком случае, уже вовсю бьют тревогу - рубль резво теряет в весе. За последние полтора месяца он похудел почти на треть - с 23 до 30 рублей за доллар (и это далеко не рекордный показатель среди нацвалют: так, на Украине гривна девальвировала и вовсе на 44 процента). Многие российские экономисты считают, что при сравнительно благоприятном развитии событий (то есть если Центробанк быстро проведет девальвацию) российской экономике в ближайшие 7 лет удастся избежать спада. Но курс доллара в конце 2009 года составит 45,4 рубля, а в 2013-2015 годах - 77,2.
Правда, в Казахстане долларовые скачки пока были не так заметны. У нас и в прошлом году, когда американская валюта потеряла в мире в весе едва ли не половину своей стоимости, “лица американских президентов” оставались на прежнем уровне, то теряя, то набирая один тенге. С июля по ноябрь 2008 года отмечалась тенденция укрепления тенге - на 0,9 процента.
В ноябре доллар немного подрос - на 0,2 процента по сравнению с декабрем 2007 года. В реальном же выражении тенге укрепился аж на 8,6 процента относительно корзины валют стран - торговых партнеров. В том числе относительно российского рубля укрепление составило 8,5 процента и доллара США - 5,3 процента.
Политика сдерживания доллара в Казахстане объясняется просто - американская валюта является самой важной для нашего экспорта. Наверное, даже важнее евро, который в полной мере показывает нестабильность мировой финансовой системы - за год тенге укрепился к евро почти на четверть - на 23,3 процента.
Не секрет, что казахстанская экономика в значительной мере является долларизированной. Соответственно, и подавляющее большинство операций банков по покупке и продаже иностранной валюты - это операции с долларами. (Их доля в период с января по сентябрь 2008 года составила порядка 85 процентов.)
Именно по причине излишней долларизированности экономики сильный тенге может привести, точнее, уже приводит, к потере конкурентоспособности наших товаров и к огромным убыткам бизнеса. В первую очередь речь идет об экспортном потенциале страны. Договоры на экспорт, как правило, заключаются в долларах. Получая доход в долларах, предприятия основную долю затрат несут в тенге (налоги, выплата зарплат работникам, модернизация производства и т.д.). Как следствие, при снижении курса доллара (то есть укреплении тенге) предприятие вынуждено затрачивать больше выручки на покрытие данных расходов.
По оценке некоторых экспертов, при укреплении тенге в 2006 году со 133,9 тенге до 127 тенге за доллар потери экспортов могли составить порядка 16,5 миллиарда тенге, в 2007 году при укреплении тенге на 5,3 процента - 23 миллиарда тенге, а за 10 месяцев прошлого года при укреплении на 0,4 процента - 5,5 миллиарда тенге. (Правда, эксперты оговариваются, что данные потери просчитаны при условии, что вся экспортная выручка конвертировалась в тенге.)
Значительная доля доходов теряется при экспорте в страны ближнего зарубежья - тенге на фоне валют соседей выглядит незыблемым, в то время как их национальные валюты значительно дешевеют. Соответственно, стоимость казахстанских товаров для зарубежных рынков возрастает, и, напротив, их товары становятся для казахстанцев намного дешевле, что стимулирует рост импорта.
Министр индустрии и торговли Казахстана Владимир Школьник сказал: “Высокий уровень инфляции и девальвации национальной валюты, который наблюдается у наших соседей и в первую очередь на Украине, может оказать негативное влияние на внутренний рынок Казахстана, поскольку возрастающий импорт товаров по низким ценам из указанных стран будет снижать конкурентоспособность наших отечественных товаров, и к этому мы должны быть готовыми. Я, к примеру, скажу, что в январе - ноябре 2008 года объем импорта некоторых видов кондитерских изделий составил 87,6 миллиона долларов, то есть по сравнению с прошлым годом увеличился на 16 процентов. Такие тенденции уже появляются. Мы ожидаем, что они могут нарастать”.
Астана |