|
Алла Иванилова В Казахстане с начала этого года внедрили новый формат адресной социальной помощи. Основная цель, которую преследовали чиновники, - искоренить иждивенчество. Помогать только тем, кто действительно в этом нуждается
Чтобы получить финансовую помощь от государства, среднедушевой доход семьи должен составлять ниже 50 процентов от прожиточного минимума (черта бедности), то есть 14 310 тенге (прожиточный минимум в октябре составил 28 620 тенге). Но прежде это надо доказать. Для этого получателям адресной помощи необходимо собрать немало справок и документов, чтобы убедить госорганы, что эта семья никак не проживет без государственной поддержки. При этом размер АСП рассчитывают индивидуально. Если доход на одного члена семьи ниже черты бедности, разницу доплатит государство в виде адресной социальной помощи. К примеру, в семье пять человек: папа, мама и трое детей. Их общий доход - 50 000 тенге (в него включают все пособия, пенсию, зарплату, которую получают домочадцы). Таким образом, на одного члена семьи приходится 10 000 тенге. При этом черта бедности - 14 310 тенге. Государство на каждого члена семьи предоставляет положенную разницу - 4310 тенге. В итоге сумма помощи составляет 21 550 тенге. Выходит, чем выше разница между чертой бедности и доходом на одного члена семьи, тем больше размер пособия. При этом в каждом регионе свой прожиточный минимум и, соответственно, своя черта бедности. Это расчет исходя из республиканских показателей. Сегодня по такому принципу адресную помощь получают 431,6 тысячи человек. При этом безусловную, то есть гарантированную денежную помощь - еще 72,4 тысячи человек. Многодетные семьи с детьми - это основные получатели. Больше всего нуждающихся на юге Казахстана - 75 процентов. Также 66 процентов всех получателей проживают в сельской местности. “Таким образом, среди получателей АСП преобладают сельские семьи - это 63 процента от всех семей, многодетные семьи из южных областей - 40 процентов от всех семей и неполные семьи - 25,2 процента от всех семей”, - констатировала недавно министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова. В этом году из бюджета на госпомощь предусмотрено 29,8 миллиарда тенге. Однако часть средств остается неосвоенной по причине слишком жестких требований к получению адресной помощи. Действительно, спустя девять месяцев с начала внедрения нового формата АСП стало понятно, что такой подход требует доработки. Во-первых, непонятны методики определения нуждаемости. Так, при проверке, особенно домохозяйств на селе, существует вероятность переоценить или недооценить их доходы. Многие сведения вносят получатели АСП на основе письменного заявления в произвольной форме. Каким образом можно проверить, что корова дала столько-то литров молока и его продали по такой-то цене? Нельзя также исключать фактор “теневых” оборотов. В этой связи для базовой оценки исчисления совокупного дохода семьи от личного подсобного хозяйства госорганам необходимо на новой методологической научно-практической базе пересмотреть нормативный уровень затрат на производство продукции с учетом складывающихся средних цен, особенностей регионов, провести анализ норм правил назначения и выплат государственной адресной социальной помощи. Многие данные о себестоимости сельхозпродукции не обновляли с 2005 года. Сегодня в расчет доходов семьи включают пособия по инвалидности, а также стипендии, что в корне неправильно. Также при принятии документов встречаются случаи, когда по месту жительства заявителя помимо членов его семьи зарегистрированы другие граждане. Например, возникают ситуации, когда представляют сведения о доходе 20 человек, зарегистрированных в одном домохозяйстве. Это тоже неверно, поскольку нужно учитывать только “семейные узы” - это муж, жена, дети, а не двоюродных сестер, братьев, бабушек и теть. Образование претендующих на адресную помощь не всегда соответствует критериям Дорожной карты занятости. На рынке труда в основном предлагают работу, требующую физического труда и рассчитанную на мужчин. Между тем в стране доля безработных женщин составляет 53,6 процента. Кроме того, работодатели не заинтересованы в приеме необученных работников с негарантированной мотивацией к труду. В Министерстве труда и социальной защиты населения дорабатывают все недостатки новой системы. В частности, будут совершенствовать учет и исчисление совокупного дохода. Кроме того, ведомство планирует до 2025 года поэтапное увеличение черты бедности до уровня прожиточного минимума. При этом глава ведомства привела данные проведенного этим летом социологического исследования, которое проводили в целях выяснить мнение самих получателей нового формата адресной социальной помощи о его достоинствах и недостатках. “Результаты показали, что дальнейшее совершенствование нового формата адресной социальной помощи должно в первую очередь быть направлено на увеличение ее размера. Так считают 84 процента опрошенных респондентов”, - сообщила министр.
Астана |