|
Ольга Шишанова На очередном пленарном заседании мажилиса парламента РК депутаты в первом чтении одобрили проект закона “О кинематографии” и сопутствующие к нему законодательные поправки
Два основных вопроса, которые подняли депутаты и чиновники в ходе обсуждения, - это финансирование отрасли и идеология создаваемых и уже созданных фильмов (последним необходима цифровизация). Что касается первого пункта, о котором речь шла еще весной нынешнего года, то здесь, как ни странно, государственные мужи практически пришли к единому мнению, особенно учитывая, что на отечественный кинематограф финансовые вливания со стороны бюджета обещают увеличить. По словам спикера палаты Нурлана Нигматулина, “эта отрасль, если ее поставить на бизнес-рельсы, может приносить в бюджет значительные доходы. Следовательно, коммерциализация киноиндустрии - это один из путей диверсификации экономики”. При этом, подчеркнул мажилисмен, для развития киноиндустрии, повышения ее инвестиционной привлекательности “должны создавать условия”. А вот с условиями пока туговато. Дело в том, что в отрасли до сих пор существует несколько проблем, которые тянутся еще со времен пресловутой перестройки, когда казахстанский кинематограф, как и большинство других культурных отраслей, с начала 90-х годов оказался в роли аутсайдера. Отчасти из-за новшеств, которые хлынули в киноиндустрию республики из-за рубежа (как и в других странах на постсоветском пространстве), отчасти из-за отсутствия какого бы то ни было финансирования, особенно на государственном уровне. Итог печален - сегодня в республике зачастую нет ни одного кинотеатра даже в некоторых крупных городах страны, не говоря уже о регионах и аулах с поселками. Кроме того, наблюдается зачаточное состояние развития сектора ввиду отсутствия профессиональных кадров, но главное - нежелание или зачастую попросту невозможность развивать отрасль ввиду слабой законодательной базы, которая не в состоянии регулировать современные процессы в киноиндустрии. Поэтому, по мнению депутатов, которым они поделились при обсуждении внесения поправок в Закон о кинематографии с министром культуры и спорта Арыстанбеком Мухамедиулы, необходимо создать привлекательные условия для бизнеса с тем, чтобы у предпринимателей появился серьезный интерес инвестирования в отрасль кинематографии, как это происходит, например, в том же Голливуде. Не упуская при этом возможности развития кинотеатров, то есть занявшись кинофикацией регионов. А для этого бизнесу необходимо создать “все экономические и законодательные условия”. Вот только какие - пока точно не ясно, так как обсуждение законопроекта на “современном уровне” пока происходит в первом чтении, и четких предложений на эту тему не прозвучало ни с одной, ни с другой стороны.
Что касается второго момента - сохранения национальных фильмов, фильмов совместного производства и кинолетописи как неотъемлемой части национального культурного достояния, другими словами - идеологической составляющей в фильмах, то здесь вопрос обстоит сложнее. Хотя бы потому, что для всех этих видов, пусть и выборочно, потребуется немалое финансирование для их цифровизации с последующим сохранением в Фонде кинематографии Казахстана. А значит, критерии, по которым тот или иной фильм признают национальным, должны быть весьма серьезны, высказывать и принимать их должен не один и даже не десяток представителей фонда, а целая комиссия. - Если мы говорим об отборе национальных фильмов, то возникает вопрос: “А судьи кто?” - обратился Нигматулин к министру культуры и спорта. - Да, комиссия должна быть при правительстве, но в нее должны входить не только чиновники, но и актеры, режиссеры, кинокритики, продюсеры, кинопрокатчики, общественные деятели, депутаты. Тем самым можно достичь объективности в оценке, а вы избежите критики, что в комиссии сидят только чиновники. Это повысит и доверие к результатам отбора национальных фильмов, - подчеркнул мажилисмен. Однако в этом вопросе, который действительно неоднозначен по своей сути, как и условия признания фильма национальным, - необходимое наличие высокого художественного уровня, соответствие духовным потребностям народа, служение государственным интересам, а также узнавание Казахстана через искусство кино. Нигматулин заявил, что среди них “могут быть фильмы, которые, на первый взгляд, не совсем отвечают этим требованиям, но в то же время могут иметь или приобрести у зрителя особую ценность. В качестве примера он привел фильмы “Ирония судьбы, или С легким паром” и “Ангел в тюбетейке”, отметив, что в них нет прямой идеологии, но зато присутствует великолепная игра актеров, а художественное воплощение сценариев сделало эти фильмы шедеврами. “Наверное, надо создать условия для хранения всех фильмов, произведенных в нашей стране. Есть опыт Книжной палаты, которая хранит экземпляры всех книг, изданных в Казахстане”, - заключил Нигматулин. И с этим трудно не согласиться.
Астана |