|
Алла Иванилова В Казахстане началась массовая ликвидация цифровой безграмотности населения. Обучают всех - от школьников и их родителей до фермеров и пенсионеров
Масштабную и дорогостоящую госпрограмму “Цифровой Казахстан” не реализуют полноценно, если “умные технологии” не освоят все казахстанцы - от мала до велика. Чтобы это случилось, в стране объявили “всеобуч”. В первую очередь повышают цифровую грамотность самих педагогов, которые в дальнейшем должны нести ее в массы. Ежегодно проводят курсы повышения квалификации учителей по применению информационно-коммуникационных технологий в обучении. Сегодня в учебном процессе немало ноу-хау - электронный дневник “Кљнделік”, Национальная образовательная система данных, BilimLand, система менеджмента качества. Чтобы пользоваться всеми инновациями, нужны необходимые знания, в том числе и родителям. Иначе тот же электронный дневник, где собрана вся информация об успеваемости ребенка в школе, так и останется чем-то неизведанным. В этой связи Минобразования обучает и родителей. В этом году провели общереспубликанское родительское собрание, где обучили свыше 1,6 миллиона родителей. В сфере здравоохранения, где многое переходит в электронный формат, тоже ведут активный ликбез медицинской общественности и пациентов. Сейчас в 740 организациях здравоохранения работают более 182 тысяч человек. За восемь месяцев с начала года уже более 46 тысяч врачей и 125 729 работников среднего медицинского персонала обучили компьютерной грамотности. До конца года планируют обучить все сто процентов медработников. По словам министра здравоохранения Елжана Биртанова, сегодня цифровым технологиям обучили более пяти миллионов пациентов, что составляет свыше 28 процентов от общего количества прикрепленного населения. Из числа обученных веб-мобильными приложениями пользуются более 933 тысяч человек. Однако зачастую новые технологии, которые должны облегчить жизнь, только ее затрудняют.
В частности, широко разрекламированное приложение DamuMed пока не зарекомендовало себя. Первоначально его главным преимуществом называли экономию времени врачей и пациентов и как следствие уменьшение очередей в поликлиниках. Приложение ускоряет процесс обращений и получения результатов, предоставляет пациентам необходимую медицинскую информацию в доступном виде, улучшает коммуникации между врачом и пациентом, помогает пациенту правильно выполнять назначения, а также напоминает ему о необходимых мероприятиях, касающихся его здоровья. Чтобы им пользоваться, достаточно его скачать на телефон, вбить свой ИИН и номер телефона. В итоге в гаджете будет вся медицинская “биография”. Программа сама показывает, к какой поликлинике вы прикреплены. Здесь же хранится вся история посещений врачей. В приложении очень удобное меню, график работы врачей, есть кнопка получения рецепта, больничных листов, лабораторных исследований. Также есть возможность просмотреть, по какому поводу в больницу обращаются члены семьи. Информация обо всех родных, прикрепленных к поликлинике, отображается в графе “Моя семья”. Полезна и удобна функция “Оповещение”. Сюда медработники присылают сообщения с напоминанием о времени записи и именем врача. Также есть “Тревожная кнопка”, которая выделена красным. Беременные, родители детей до пяти лет и пациенты, состоящие на Д-учете, в случае необходимости нажимают на нее. Сигнал тут же поступает в поликлинику, (не в скорую, как думают многие), а дальше уже решают, что делать. Все бы хорошо, но когда многие казахстанцы захотели приобщиться к новым технологиям и скачали это приложение, то при регистрации столкнулись с проблемами. Их номер телефона уже использован либо ИИН зарегистрирован за другим номером телефона, при этом ранее пациенты не регистрировались в приложении. Каким образом и кто за них это сделал, непонятно. Зачастую, как потом выяснялось, этим занимались медсестры, опять же для количества и исполнения “плана по информатизации”. Записаться к врачу через “удобное” приложение тоже не всегда получается. Приходится действовать по старинке - звонить в регистратуру поликлиники. Да и сами поликлиники порой забывают о приложении, по привычке отдавая предпочтение телефонным записям. Получается, самые важные функции, которые и должно выполнять это приложение, на практике не всегда работают. Возможно, недоразумения со временем устранят и пациенты почувствуют на себе все прелести новых технологий. В сфере труда и соцзащиты обучение цифровой грамотности в основном идет посредством привлечения на электронную биржу труда соискателей и работодателей. В планах Минтруда - в этом году помочь освоить новые технологии 804 тысячам казахстанцев. Уже обучили более 623 тысяч человек, в том числе основам цифровой грамотности и использованию информационной системы МТСЗН - свыше восьми тысяч специалистов социально-трудовой сферы, таких как госинспекторы труда, работники управлений занятости социальных программ, социальные работники и сотрудники бэк-офисов госкорпорации. Цифровизация дошла и до сел. Там обучают фермеров цифровой грамотности по четырем направлениям: работа с электронными госуслугами, заполнение электронных карт полей, работа с цифровыми технологиями и обучение кооперативов применению информационной системы идентификации сельскохозяйственных животных. Без этих знаний сельчанам придется туго - до конца года планируют автоматизировать все госуслуги по получению сельскохозяйственных субсидий. Широкомасштабный “всеобуч” населения цифровой грамотности будет продолжаться. Казахстанцев научат не только пользоваться электронными госуслугами, приложениями, но и заниматься электронной торговлей. Другой вопрос, чтобы все инновации действительно работали, упрощая жизнь, а не существовали для галочки.
Астана |