|
Алла Иванилова Случилось то, о чем в Астане активно говорили в последние несколько лет. Стоимость за проезд в общественном транспорте начиная с 21 июля поднялась в два раза - до 180 тенге. Однако, как и прежде, 90 тенге останется цена поездки для обладателей транспортных карт. С повышением тарифа горожане ожидали улучшения качества услуг в общественном транспорте, но пока ничего подобного не происходит
Вопрос повышения тарифа в столичном общественном транспорте поднимали давно. Уже предлагали немало вариаций на эту тему. В прошлом году городская администрация предлагала включить эти расходы в счета астанчан за коммунальные услуги. В обмен - проезд в городских автобусах бесплатный. Но за это горожанам пришлось бы ежемесячно платить 1,7 МРП - около 3857 тенге с квартиры, и неважно, сколько проживает человек - тариф един для всех. Инициаторы этой идеи считали, что такой подход более выгодный. По их подсчетам, расходы средней семьи из двух взрослых и одного ребенка ежемесячно на общественный транспорт составляют минимум 9240 тенге, а реально - около 15 тысяч. Естественно, такое “рациональное” предложение вызвало бурю негодования среди населения и о нем благополучно забыли. К этому вопросу вернулись вновь в текущем году. Идею о повышении стоимости проезда в столичных автобусах озвучили на внеочередной сессии городского маслихата. В качестве аргументов высказывали и такие: тариф не поднимали с 2014 года, а за это время произошли уже “две инфляции”, бензин подорожал на 40 процентов, а запчасти и комплектующие выросли в цене в два раза. Ежегодно субсидии из бюджета на общественный транспорт увеличивают, что усиливает нагрузку на госказну. Так, в акимате подсчитали, что при нынешней стоимости проезда 90 тенге каждый год придется субсидировать от 40 до 80 миллиардов тенге с учетом увеличения стоимости ГСМ. Если поднять цену на проезд до 150 тенге, то сумма субсидий уменьшится до 30 миллиардов тенге. А если до 300 тенге, то можно практически уйти от господдержки. Однако после обсуждений остановились на сумме в 180 тенге. Оформив решение в правовой документ, власти, недолго думая, окончательно и бесповоротно повысили стоимость проезда. Но есть один нюанс - платить двойной тариф, 180 тенге, будут те, кто платит наличными и не имеет транспортной карты. Для них повысится стоимость поездки - до 250 тенге и в экспресс-маршрутах. Цена проезда для держателей транспортной карточки останется прежней - 90 тенге - с возможностью бесплатной пересадки, на экспресс-маршрутах - 180 тенге. Также утвердили тарифы на перевозки в пригородном сообщении Астаны. За наличный расчет - 11,5 тенге за километр, при оплате транспортной картой - восемь тенге за километр. В случае неисправности валидатора пассажир, осуществляющий оплату транспортной картой, может получить право на бесплатный проезд. К слову, подобное практикуется и в Алматы - там с августа прошлого года за проезд наличными платят 150 тенге, а по безналу - 80. И, по словам властей города, после нововведения многие алматинцы перешли на безналичный расчет, что позволило вывести из тени доходы автопарков. Этого эффекта намерены добиться и столичные власти. В “Астана LRT” считают, что дифференцированный тариф снизит долю теневого оборота и увеличит реальные доходы перевозчиков. При этом пассажирам обещали, что они будут ездить в более комфортных условиях. Однако стоимость проезда за наличный расчет поднялась, но улучшений пока нет. Кондукторы так и остались в автобусах, хотя в “Астана LRT” обещали, что их должность с 21 июля упразднят. Вместо этого они будут исполнять функции консультантов по работе электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). При этом их заработная плата не станет меньше. Однако далеко не на всех маршрутах кондукторы консультируют, теперь сузился их круг обязанностей: нет компетенции по высаживанию пассажиров из автобусов. В этом кондукторов заменят проверяющие из службы транспортного контроля, которые будут выявлять безбилетников. Контроль будет случайным - никто не будет знать, на какой остановке и в какое время зайдут проверяющие. Поэтому астанчан просят производить валидацию сразу при входе, иначе контролеры расценят тех, кто этого не сделал, как “безбилетников”. Накануне ввода дифференцированного тарифа в Астане прошел рейд по выявлению “зайцев”. За два дня в автобусах оштрафовали 34 пассажира, среди которых был один пенсионер. Им выписали штрафы на общую сумму 163 540 тенге. (Уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте влечет штраф в размере двух месячных расчетных показателей, или 4 810 тенге.) Также, говоря о новой системе проезда в общественном транспорте, транспортники обещали, что специальные карты можно будет приобрести в самих автобусах. Однако далеко не на всех маршрутах их предлагают, при этом требуя 180 тенге у тех, кто ими еще не обзавелся. Наиболее предприимчивые кондукторы “накидывают” свою цену на транспортные карты. Водители автобусов не стали аккуратными, а по-прежнему устраивают гонки между собой, порой игнорируя график. Еще одна особенность связана с привычкой людей откладывать все “на потом”. О дифференцированном тарифе в общественном транспорте активно говорят последние месяцы. Суть реформы, что выгодно иметь транспортную карту, поняли многие, но ей почему-то заранее не обзавелись, а начали массово приобретать, когда наступил “час x”, создав тем самым искусственный ажиотаж. Не до конца все продумано и с транспортными картами. Терминалов в городе мало, они не выдают сдачу и принимают только мелкие купюры, что крайне неудобно. Пополнение транспортных карт через Qiwi- и Kaspi-терминалы возможно, но начисление денег происходит только через 24 часа. В итоге пассажир, добросовестно пополнив карту, платит за проезд еще и наличными. Проверить, даже через сутки, поступили деньги или нет онлайн невозможно - такой сервис пока не предусмотрен. Удастся ли новой реформой чиновникам вывести из тени доходы автопарков? Но судя по ее началу, “человеческий фактор” не истребим, никакая техника не помешает заработать “в карман”, если есть такая возможность. При этом в советское время, когда не было видеокамер, транспортных карт и валидаторов, пассажиропоток считали “глазами”: нанимали студентов, которые целыми днями ездили на автобусах и за определенное “вознаграждение”, считали сколько людей зашли-вышли на остановке. Конечно, небольшая погрешность в таком методе допускалась, но он был самый точный.
Астана |