|
Азамат Горожанин В Алматы в здании Государственной филармонии имени Жамбыла при полном аншлаге торжественно отметили День памяти и скорби 22 июня и 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны
Уже традиционно в этот день студия “Константинополь” совместно с общественным движением “Свеча памяти 22 июня” и Координационным советом объединений ветеранов войны в Афганистане и локальных военных конфликтов проводит благотворительную мемориальную акцию и концерт-реквием с участием казахстанских и российских общественных деятелей и артистов. В этот раз программу назвали “Спасительный тыл”, она рассказывала об эвакуации, в процессе которой Казахстан сыграл весьма заметную роль, а в чем-то и исключительную! В пылающие огнем первые недели и месяцы войны в Казахстан перевели сотни промышленных предприятий, организаций, госпиталей с западных территорий, попавших под оккупацию. Здесь же нашли пристанище и тысячи советских граждан. На новом месте многие из них тут же включились в работу по выпуску необходимой фронту продукции - от вооружения и боеприпасов до обмундирования и продуктов питания. Стойко преодолевая тяготы того страшного времени, своим героическим трудом люди помогали фронту. Пока мужчины били врага, к станкам вставали женщины и дети. В Казахстане с огромной благодарностью вспоминают этот трудовой подвиг.
Но Алма-Ате выпала и совершенно особая миссия! Сюда эвакуировали две крупнейшие киностудии из Москвы и Ленинграда. Объединившиеся “Мосфильм” и “Ленфильм” стали называть ЦОКСом - Центральной объединенной киностудией. Новую студию на казахстанской земле разместили в здании, в котором ныне находится Государственная филармония. Поэтому символично, что и мемориальную акцию “Спасительный тыл” решили провести там, где во время войны работали выдающиеся режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, братья Васильевы, легенды советского кино Валентина Серова, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Любовь Орлова, Николай Крючков, Павел Кадочников, Борис Чирков и многие другие выдающиеся артисты, операторы, деятели кино. В те месяцы и годы в Алма-Ате создавалось очень своевременное кино, которое вдохновляло бойцов на фронте и в госпиталях, помогало преодолевать тяготы военного тыла. Почти за три года в Алма-Ате ЦОКС сняла около 20 художественных лент, среди которых следует назвать картины “Иван Грозный”, “Фронт”, “Она защищает Родину”, “Александр Невский”, “Котовский”, “Машенька”, “Секретарь райкома”. Многие из них вошли в “золотой фонд” советского и мирового кино. Здесь же на поток поставили съемку боевых киносборников - дневниковых киноновелл, материал для которых снимали кинооператоры-хроникеры, находившиеся на фронте, а затем в Алма-Ате для них доснимали художественные сюжеты. Эти киножурналы не только рассказывали о подвигах советских героев, о реальных боевых эпизодах. Они в буквальном смысле учили воевать, воспитывали мужество и давали уверенность в неизбежной победе. В 1944 году “Ленфильм” и “Мосфильм” получили возможность вернуться на свои исторические площадки. Но в Алма-Ате решили оставить съемочное оборудование. Здесь же какое-то время оставались и многие кинематографисты. Все это позволило в скором времени создать Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов, которая в будущем получит название “Казахфильм” и будет выпускать собственную кинопродукцию. Гостям программы “Спасительный тыл” показали документальные кадры и фрагменты героического военного кино, положенные в основу исследовательского и публицистического фильма режиссера Константина Харалампидиса по сценарию журналиста газеты “Новое поколение” Константина Маскаева. Узнали зрители и о роли второго секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметовича Шаяхметова, которому поручили заниматься эвакуацией - размещать заводы и фабрики, принимать и расселять людей. На его долю выпала и задача спасти советский кинематограф военного времени. В фильме упомянут такой примечательный эпизод. Шаяхметов понимал, что силами одних только госучреждений не получится приютить сотни детей, оставшихся без родителей. И тогда он обратился к землякам с просьбой взять кого-то из ребятишек к себе домой. Он и сам привел в свою семью сироту из Харькова, трехлетнего Володю Малько. Впоследствии мальчик вырос и сохранил фамилию Шаяхметов. Об этом и других эпизодах рассказывали выходившие на сцену внучка легендарного генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова Алуа Байкадамова, внук Жумабая Шаяхметова Ринат Шаяхметов. Своими воспоминаниями и впечатлениями также поделился Сергей Азимов, некоторое время назад возглавлявший киностудию “Казахфильм”. С особой благодарностью организаторы пригласили на сцену заслуженного деятеля Республики Казахстан Аллу Федоровну Сеитову. На протяжении тридцати лет она возглавляла Государственный архив кинофотодокументов. Ее стараниями нашли, систематизировали и сохранили драгоценные кадры кинохроники военного времени, также вошедшие в документальный фильм Инны Рудаковой об эвакуации “Где-то рядом война”. Авторы составили программу вечера так, что прологом к кадрам кинохроники стали песни и стихи. В исполнении лауреатов международных конкурсов Алии Тасубаевой и Эдуарда Воробьева, Анастасии и Елизаветы Харалампидис, Лилии и Олега Тарновских прозвучали известные песни военных лет “В лесу прифронтовом”, “На всю оставшуюся жизнь”, “Неизвестный солдат”. Специально написанные к этому поводу стихи иеромонаха Аверкия “Любому человеку нужен тыл”, наложенные на кадры кинохроники, стали пронзительным лейтмотивом торжественного вечера. В концертной программе в Алма-Ате принял участие народный артист России Александр Михайлов, известный по фильмам “Любовь и голуби”, “Мужики”, “Одиноким предоставляется общежитие”. Александр Яковлевич сказал, что с особым трепетом воспринял приглашение выступить в здании, где во время Великой Отечественной в условиях лишений и тягот военного времени снималось такое важное патриотическое кино. Александр Михайлов читал стихи и пел, рассказывал о своем детстве и сегодняшней работе. Помимо игры в театре и кино он входит в совет “Бессмертного полка России”. Артист выразил благодарность казахстанцам - и за неоценимую роль, которую они сыграли в годы войны, и за сохранение памяти, которая хранит и чтит подвиг советских солдат. Он также привез и зачитал адресованное алматинцам и казахстанцам благодарственное письмо от генерального директора и председателя правления киноконцерна “Мосфильм” Карена Шахназарова - как знак уважения и признания неоценимой роли в годы войны и эвакуации. В завершение вечера участники программы и зрители возложили цветы и зажгли свечи памяти у мемориальной плиты с упоминанием деятелей советского кино, расположенной на фасаде здания бывшего ЦОКСа - нынешней Государственной филармонии имени Жамбыла в Алматы. |