|
Константин Маскаев В преддверии 77-й годовщины с момента вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз мы решили напомнить нашим читателям о том, чем обернулась эта война для некогда одной большой страны, в состав которой входил и Казахстан. Эта война унесла жизни 27 миллионов советских граждан - воевавших, оставшихся в оккупации, угнанных в Германию, Польшу и Румынию. На фронт ушло более одного миллиона трехсот тысяч казахстанцев. Свыше шестисот тысяч не вернулись с полей сражений. Нам нельзя забывать подвиги наших прадедов, дедов и отцов, благодаря которым мы живем на этом свете. Мы помним, знаем, чтим
Но эта великая беда породила и другой величайший подвиг - и на фронте, и за тысячи километров от полей сражений, в глубоком тылу. Казахстан стал тем местом, куда в пылающие дни войны с оставляемых территорий успели вывезти промышленные предприятия - заводы и фабрики, учреждения науки, медицины, культуры. Вместе с ними перевезли персонал этих предприятий: инженеры, рабочие, врачи, ученые. В казахстанские города везли машины, станки, материалы. Целые цеха выставляли прямо на грунт, укрывали временными навесами от непогоды и начинали выпускать необходимую фронту продукцию - боеприпасы, обмундирование, продукты питания. Массовая эвакуация населения, промышленности, военной и гражданской инфраструктуры в 1941-1942 годах оказалась беспрецедентной в истории стран и народов как по масштабам и срокам, так и по условиям, в которых она проводилась. Всего через пять дней после начала войны, когда часть территории захватили фашистские войска, Центральный комитет ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление “О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества”. Создали Совет по эвакуации, занявшийся разработкой порядка и очередности перевозок, начала разворачиваться сеть эвакопунктов для обеспечения людей питанием и медицинским обслуживанием. Для таких задач не хватало пассажирских вагонов. Людей везли в товарных вагонах, приспособленных для этой цели, а иногда и просто на платформах. Параллельно эшелоны везли в тыл технику для производства. Эвакуация шла с огромными трудностями. 25 ноября 1941 года секретарь ЦК КП(б) Казахстана Н. Скворцов получил директиву, которая описывала непростую ситуацию: “Эшелоны следуют от места погрузки до места назначения несколько недель, простаивают на станциях по несколько дней, снабжение топливом вагонов с эвакуированными, питание и обеспечение кипятком, так же как и санитарное обслуживание, организованы плохо”. Директива обязывала местные органы “взять под контроль работу железных дорог и помочь продвижению эшелонов с эвакуируемыми рабочими, служащими и членами их семей, систематически проверяя выполнение постановления ГКО о выделении на станциях из других поездов людских эшелонов и даче им преимущества в продвижении перед другими поездами, кроме воинских, с обеспечением суточной скорости не менее 500-600 километров”.
С августа 1941 по январь 1942 года основной поток эвакуированного населения проследовал в Казахскую ССР. С июля 1941 по октябрь 1942 года в Казахстан перевезли 142 крупных промышленных предприятия с комплектным оборудованием и необходимым сырьем: заводы тяжелого и среднего машиностроения, а также текстильные, хлопкопрядильные, обувные и другие фабрики. Всего же за годы войны в Казахстан перебросили более 300 заводов. Оборудование ряда эвакуированных предприятий использовали для завершения строящихся объектов. Новостройка Актюбинского ферросплавного завода получила оборудование Запорожского ферросплавного завода, незавершенная стройка авторемонтного завода в Алма-Ате стала базой для цехов Луганского завода тяжелого машиностроения. Новостройки пищевой промышленности юга республики получили оборудование 14 сахарных заводов Украины. В Казахстане за первый год войны нашли кров и работу 532,5 тысячи эвакуированных, а также прибыли 50 тысяч рабочих, инженеров, техников и около 970 тысяч репатриированных поляков и немцев, которых в основном расселили в аулах и селах. В ряды рабочего класса республики влились две тысячи строителей шахт Донбасса. Индустриальную Алма-Ату в те годы составили следующие предприятия: Ворошиловградский завод тяжелого машиностроения, ставший АЗТМ; завод “Трансвязь” из Харькова; Острожский вагонно-ремонтный завод. Харьковская швейно-трикотажная фабрика № 3 и швейно-трикотажная фабрика имени Дзержинского из Ивантеевки Московской области образовали аналогичное алма-атинское предприятие, которое сохранило в названии имя “железного Феликса”. Из Харькова также эвакуировали в Алма-Ату кондитерскую фабрику и соединили со старейшей московской фабрикой имени Бабаева. Разместили их на том же месте, где сейчас находится известная алматинская кондитерская фабрика. Дорога эвакуации завода имени Кирова пролегла через Дагестан. Прежде военный завод № 175 из украинского города Большой Токмак в августе-сентябре 1941 года разместили недалеко от города Каспийска. Но линия фронта значительно сдвинулась на восток. Завод уже под другим номером п/я (“почтовый ящик”) эвакуировали вновь. Часть отправили в Петропавловск, часть - в Алма-Ату. Оба предприятия выпускали высокотехнологичную продукцию для военных целей. В Алма-Ате развернули восемь эвакогоспиталей, разместили 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. На время войны Алма-Ата и Казахстан выполнили роль того острова, где нашли спасение культура и искусство, медицина и технологии того времени. Здесь же, вдали от фронта, поднимали дух бойцов и тружеников тыла сразу две киностудии - “Мосфильм” и “Ленфильм”, образовавшие ЦОКС, - Центральную объединенную киностудию, где работали режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкина, Иван Пырьев, братья Васильевы, легенды советского кино Валентина Серова, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Любовь Орлова, Николай Крючков, Павел Кадочников, Борис Чирков, другие выдающиеся артисты. В Алма-Ате создавалось очень своевременное кино, которое вдохновляло бойцов на фронте и в госпиталях, помогало преодолевать тяготы военного тыла. О работе советской кинофабрики в годы войны - в нашей следующей публикации. |