|
Арина Биц
Какой может быть Новый год без елки? Причем елка стоит не только в домах, но и на площадях городов и весей, приходит на президентские праздники к детям. Акиматовские елки уже стоят, сверкают искусственным снегом и мишурой. Но почему-то навевают мысли не радостно-восторженные, а... ностальгические
Новый год - праздник детства, и это известно всем. Нет в нем никакой политической или иной подоплеки, которая могла бы “загрузить”, заставить задуматься о чем-то серьезном и тому подобном. Нет, в Новый год мы все становимся немного детьми, немного сказочниками, мы хотим просто радоваться приходящему году.
Наряженная елка как нельзя лучше способствует созданию сказочной атмосферы в любом месте - обычной квартире, дворце или городской площади. Но та, что стоит на площади, обладает еще и явным преимуществом. Она - для всех нас, она объединяет нас и дает возможность почувствовать особенное настроение в такой праздник.
Таких елок немного - они стоят в населенных пунктах на “лобных” местах. Это еще и подарок городских властей своим гражданам. Однако этот подарок в последние годы выглядит несколько вымученным. Кажется, и мишуры достаточно и огней много, а... не радует. Может, дело в том, что большая елка не настоящая, а искусственная?
Мы склоняемся к мысли, что этот факт и является главной причиной нашего неудовольствия ею. Да простят нас “зеленые”, но так хотелось бы видеть вместо пластмассового сооружения настоящее, живое, красивое чудо.
Разумеется, надо пропагандировать ответственное отношение к природе и елкам, в частности, но почему нельзя выделить несколько елок для городов - непонятно. Но почему-то каждый раз в преддверии праздника и начинается невиданная борьба с вырубщиками елок, издаются соответствующие постановления, которые запрещают продавать-покупать елки, и, конечно же, площади, в первую очередь, лишаются своих красавиц.
В этом году тоже было объявлено, что в Казахстане запрещена свободная реализация новогодних елок, заготовленных на территории республики, а при продаже импортных новогодних елок продавцу необходимо иметь при себе соответствующие документы. Однако существуют санитарные вырубки леса, которые убирают старые и самые большие деревья. Почему бы не оставить лесникам несколько десятков таких деревьев для украшения ими новогодних площадей? Не так уж это и много в масштабах нашей страны.
Если подходить к празднованию Нового года разумно и загодя, то можно было бы предусмотреть и такой подход - специально выращивать деревья для общественных нужд и не делать из этого такую большую трагедию. Борьба с вырубкой елок в предновогодний период выглядит даже странно, учитывая, какой размах имеет у нас лесное браконьерство, сколько уничтожается деревьев для совсем других нужд безо всяких разрешений.
По некоторым данным, за период с 1995 по 2002 год в прииртышских борах погибло 164 400 гектаров леса, что составляет 34 процента от площади ленточных боров. Лес гибнет по разным причинам, но главная из них - деятельность человека, и в основном незаконная.
В прошлом году Генеральная прокуратура обнародовала такие факты: в результате масштабной проверки прокурорами было выявлено 1460 фактов нарушений закона, в том числе - 512 нарушений, касающихся законности предоставления земельных участков. Из них 228 нарушений водного законодательства, 211 - законодательства об особо охраняемых природных территориях, 39 фактов самовольного захвата земли, 29 фактов незаконного изменения целевого назначения земли и многое другое.
Разумеется, в ходе всей этой деятельности вырубались огромные массы деревьев, изменялись водные русла, менялся облик территорий - из зеленых массивов земля превращалась в обитаемые ресторанные комплексы или частные дворцовые укрепления. Что на этом фоне значат несколько десятков елок, которые “уберегут” от вырубки в предновогодний период лесники? Конечно, в период праздника надо быть особенно бдительными, но ситуация с вырубкой лесов вряд ли изменится в корне.
К тому же все эти деревья после праздника становятся той же самой древесиной, которую можно пустить на иные нужды. Так чего же мы добиваемся запретами на елки в Новый год? Проблему с вырубкой лесов надо решать не этими “косметическими” мерами, а гораздо глобальнее и без лишнего пафоса. Пока этого не происходит, мы в результате запретов остаемся с искусственными “красавицами” на площадях, чувствуя себя обманутыми в своих наивно-детских ожиданиях чуда.
Новогодняя елка - неотъемлемый атрибут празднования Нового года на постсоветском пространстве и в христианских странах. В большинстве стран мира елка - это атрибут празднования Рождества. Новогодняя елка - преимущественно сосна, ель или пихта, украшенная гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время проведения праздника в домах или на улице. История украшения деревьев к празднику уходит во времена царствования фараонов. В те времена в Древнем Египте украшали пальмы. Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажженными свечами. В СССР в 1920-е годы рождественская елка была запрещена как “религиозный пережиток” и лишь перед наступлением 1936 года была вновь разрешена, но уже как новогодняя. |