|
Алла Иванилова Ситуация в сфере защиты прав потребителей, несмотря на усилия властей, не меняется в лучшую сторону. В этой связи чиновники предлагают собрать под одним “зонтом” в виде союза все общественные организации, отстаивающие потребительские интересы казахстанцев, а также начать повсеместно по стране акцию “Не доверяю”
На днях в правительстве представили годовой отчет о защите прав потребителей. Как оказалось, те, кто платит, зачастую не всегда получают качественные товары и услуги. По информации государственных органов, за 2017 год поступило на рассмотрение более 23 тысяч обращений от казахстанцев. Примерно столько же было и в прошлом отчетном периоде. То есть изменений в лучшую сторону не произошло. Это констатировал и премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев: “Факты нарушения прав потребителей продолжаются. В связи с тем, что снижены административные и другие контрольные функции, видно ухудшение качества работы... Если говорить о защите прав потребителей за 5-6 лет, этот вопрос поднимается. До сих пор он не нашел своего решения”. Большинство жалоб казахстанцев адресовано Национальному банку, Министерству национальной экономики и Министерству здравоохранения. По характеру вопросов наибольшее количество касается финансовых услуг, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и розничной торговли. “Анализ содержания поступивших жалоб потребителей показывает следующую ситуацию: сохраняется на прежнем высоком уровне неудовлетворенность потребителей в сфере финансовых услуг. При этом жалобы в отказе рефинансирования банками задолженности, пересмотра условий банковского займа, а также действия кредитных организаций по привлечению третьих лиц при взыскании долга и реализации залогового имущества”, - проинформировал министр национальной экономики Тимур Сулейменов. По его мнению, корень проблемы заключается в низкой финансовой грамотности населения и отсутствии системной работы по ее повышению.
По данным общественных объединений потребителей, в прошлом году к ним поступило 23 673 обращения. В разрезе сфер деятельности большинство связано с бытовым обслуживанием, розничной торговлей, услугами связи и ЖКХ. Таким образом, в минувшем году около 50 тысяч казахстанцев письменно пожаловались на ущемление их потребительских прав. В сфере розничной торговли чаще всего жалуются на факты невыдачи фискальных документов, отказ в обмене или возврате товара, некачественные товары. Как сообщил глава Минздрава, по результатам мониторинга безопасности продукции выдали более 1300 предписаний, возбудили 1024 дела об административных правонарушениях, вынесли 415 постановлений суда, сняли с реализации на предприятиях торговли более 40 тонн продукции, наложили штрафов на общую сумму более 19,5 миллиона тенге. В минувшем году исследовали более 34 тысяч проб пищевой продукции, из них не соответствовали требованиям технических регламентов 2624, или более восьми процентов. Основная часть обращений касается реализации продукции, несоответствующей требованиям безопасности. Среди такой - детские игрушки. По данным министра здравоохранения Елжана Биртанова, в 2017 году отобрали 1304 образца игрушек. Более 35 процентов из них не соответствовали требованиям технического регламента. В весовом соотношении товаров контролеры сняли с реализации 1230 килограммов игрушек. В отношении семи поставщиков завели административные дела. Временно приостановили деятельность пяти предпринимателей. Общая сумма штрафов, выписанных нарушителям, составила пять миллионов тенге. Основная доля импортируемых в Казахстан игрушек производится в Китае - 73 процента и Турции - 27 процентов. В Министерстве здравоохранения предлагают продавать товары для детей только в специализированных магазинах. Однако бывает, что потребители “перегибают палку”. По словам министра национальной экономики, “участились случаи злоупотребления правами со стороны потребителей при осуществлении возврата товаров, особенно технологически сложной продукции (сотовые телефоны, оргтехника, автомобили) и дорогих предметов роскоши (ювелирные изделия, шубы), что приводит к финансовым потерям предпринимателей”. Отсутствие механизма защиты прав потребителей сдерживает в Казахстане интернет-торговлю. Потребитель в сфере электронной торговли практически лишен возможности произвести возврат некачественного товара либо защитить свои права при непоставке или несвоевременной поставке товара. В этой связи подготовлены необходимые изменения в законодательство, предусматривающие определение прав и обязанностей участников электронной торговли. В целом, чтобы улучшить ситуацию в стране в этой сфере, Министерство национальной экономики предлагает расширить полномочия обществ по защите прав потребителей (право на проверки, контрольный закуп, фото-, видеосъемку), стимулировать их объединение в форме ассоциаций, определить источники финансирования, в том числе за счет расширения госзаказа, взносов потребителей и развития института коллективных исков, как это сделали в США. В свою очередь, бизнесмены ратуют за общественный контроль и саморегулирование. Но прежде необходимо объединить все организации по защите прав потребителей. На сегодняшний день в Казахстане их насчитывается 172, при этом фактически действует только 55, что составляет менее трети. “Нам необходим, как бизнесу, очень серьезный солидный оппонент. Это поможет вывести диалог на должный уровень между государством, обществом и бизнесом”, - отметил заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Рустам Журсунов. Также, по его словам, нужно развивать положительный опыт современной международной практики - систему страхования, при которой минимальные требования устанавливаются законами, а все остальное определяется соглашением сторон. Особенно такое страхование актуально для сельской сферы, где больше всего возникает проблем с безопасностью. Нуждается в пересмотре и само законодательство о защите прав потребителей. Необходимо определить четкий алгоритм действий граждан и общественных организаций. Рейтинг, наподобие мишленовского и звездной системы гостиниц, - еще один из действенных способов отображения качества продукции. НПП “Атамекен” предлагает внедрить национальную систему рейтингов с принципами здоровой конкуренции и состязательности. И даже готово разработать соответствующую методологию. Также государство должно размещать государственный информационный заказ по финансированию программ аналогичных программ “Контрольная закупка”, “Ревизор”. По мнению премьер-министра страны Бакытжана Сагинтаева, улучшить положение дел поможет общественный контроль и порицание. В качестве примера глава Кабмина привел опыт Алматинской области, Талдыкоргана. “Если кто-то что-то нарушает, сразу же вывешивают большой билборд “Не доверяю”. Вы тогда как саморегулирующая организация сделайте: “Такому торговому дому не доверяю, потому что реализует некачественную продукцию”, - отметил премьер и выразил уверенность, что население поддержит это начинание.
Астана |