|
Константин Кочевников В Алматы от удара автобусом погибла девушка, переходившая улицу по пешеходному переходу. Камера видеонаблюдения беспристрастно фиксирует, как произошла трагедия. Типичная ситуация на регулируемом и снабженном “зеброй” перекрестке, которая в этот раз обернулась непоправимым горем: девушка, светофор, автобус
Дорожное происшествие произошло у пересечения улиц Толе би и Утеген батыра, рядом с автовокзалом “Сайран”. Автобус 126-го маршрута в восточном направлении приближался по Толе би. У перекрестка в ожидании разрешающего сигнала светофора стоят три женщины, чтобы перейти Толе би в северном направлении. На светофоре, который мы видим, горит красный сигнал. Впечатление, что он запрещает движение по Толе би. Но мы видим, что, несмотря на это, минимум две машины проезжают как бы под запрещающий сигнал. Оговорка “как бы” не случайна. Светофоры на этом перекрестке непростые и не совсем привычные: дополнительные секции, регулирование по рядам. Поэтому вполне можно допустить, что в восточном направлении продолжает гореть зеленый, хотя в западном уже горит красный. За секунды до трагедии во втором ряду останавливается легковой автомобиль. Автобус, не снижая скорости, смещается в правый ряд, то есть ближе к обочине, и устремляется на перекресток. В это время девушка, видимо посчитавшая, что перекресток свободен для прохода, делает три ритмичных шага вперед и на четвертом отлетает от сильного удара. Другие пешеходы остаются на месте. Виновником ситуации, по всей видимости, выступит водитель автобуса. И его вина хотя бы в том, что он, как водитель, управляющий средством повышенной опасности (а любое механическое транспортное средство, будь то автомобиль, мотоцикл, автобус, обладает повышенной опасностью), должен был предвидеть, как могут повести себя пешеходы. В самом крайнем случае он мог использовать звуковой сигнал, когда на высокой скорости приближался к перекрестку. Но он, по-видимому, не сигналил, потому что никто из других пешеходов не среагировал на приближение автобуса (даже если предположить, что погибшая пользовалась наушниками и не услышала сигнала). Оборвалась жизнь 24-летней девушки, которая могла сама себя спасти в этой ситуации, если бы применяла несколько нехитрых правил безопасного поведения при пересечении проезжей части. А правила эти просты. И мне бы очень хотелось призвать всех - и водителей, и пешеходов - соблюдать их, чтобы избежать неприятностей и спасти жизнь себе и окружающим. Прежде всего нужно убедиться, что твои намерения понятны другим участникам движения и что они действуют адекватно этим намерениям. Дело в том, что загоревшийся зеленый свет для пешехода не гарантирует безопасного перехода даже на зебре. Ситуации бывают разные. За рулем может оказаться пьяный, больной, нахальный или просто безответственный водитель. Он может за рулем смотреть видео, читать переписку, отвечать на сообщения, менять диск в плеере... Он может просто не смотреть на дорогу! Он может потерять сознание, неправильно оценить скорость движения и просто не смочь вовремя остановить автомобиль, потому что дорога скользкая, мокрая, а резина - “лысая”. Почему же пешеходы так беспечны, когда вверяют свою жизнь неизвестно кому? И первое, что должен сделать пешеход, прежде чем выйти на проезжую часть, - убедиться, что приближающиеся к переходу автомобили убедительно пропускают его! То есть замедлили скорость настолько, что легко остановятся на безопасном расстоянии.
Дойдя до середины проезжей части, пешеходу нужно вновь оценить обстановку, вновь посмотреть в сторону возможной опасности. Это не сложно. И в этом нет никакого унижения - посмотреть на приближающиеся к “зебре” машины. По мнению инструктора автошколы I-Drive Максима Баскакова, в нашем обществе не без участия дорожных полицейских укоренилось ошибочное мнение, что водители обязаны, безусловно, пропускать пешеходов. Это не так! Водители обязаны уступить пешеходу дорогу. А это немного иное понятие, которое нуждается в пояснении. Безоговорочно пропускать, даже вне пешеходных переходов, водители обязаны только слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Это пункт 14.5 ПДД. В остальных случаях речь идет о необходимости уступить дорогу. Уступить дорогу - это двигаться таким образом, чтобы не создать другим имеющим преимущество участникам движения такую ситуацию, в которой бы они были вынуждены изменить направление движения, замедлить скорость или даже остановиться. Уступить дорогу - значит, не создать помеху. В соответствии с несколькими пунктами Правил дорожного движения водитель уступает дорогу пешеходам, которые: переходят проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу; на регулируемых пешеходных переходах - при включении разрешающего сигнала светофора - пешеходам, заканчивающим переход проезжей части дороги его направления движения; при повороте направо или налево - пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по его направлению движения, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим проезжую часть по велосипедной дорожке. Но есть обязанности и у пешехода. На нерегулируемой “зебре” пешеход должен выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет безопасен. Оказавшись на проезжей части, пешеход не должен задерживаться и останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеход, не успевший закончить переход, должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигналов светофора. - Но мы, как известно, живем в стране непуганых пешеходов, - рассказывает Максим, - поэтому я своих курсантов настраиваю на то, что они должны пропустить пешехода. Так спокойнее и безопаснее. И стараюсь вложить каждому так называемое “правило трех секунд”. То есть, дождавшись разрешающего сигнала светофора, нужно отсчитать три секунды, а затем начинать движение. За это время перекресток успеют “пролететь” те, кто спешил на догорающий зеленый. И уедут с перекрестка те, кто не успел закончить маневр. И пешеходам нужно усвоить это правило. И еще важно оставаться на тротуаре, а не выходить на проезжую часть в ожидании перехода. Этим, к сожалению, наши пешеходы пренебрегают, переходят, не глядя в сторону движения машин, ковыряются в “сотках”. Я призываю водителей и пешеходов быть предупредительными по отношению друг к другу. Многих бед можно было бы избежать! |