Алан Байтенов
Алматинское метро снова создало не очень приятный информационный повод. Так, стало известно о производственной травме, которую получил рабочий, занятый на строительстве водовода на территории метрополитена. Казалось бы, ничего сногсшибательного: никто не погиб, да и жизни рабочего уже ничто не угрожает. Об этом можно было и забыть, если бы не произошедшее ранее еще одно ЧП
Припоминаете, как в августе над временным каркасом размыло грунт в районе пересечения проспектов Гагарина и Абая? Ясно одно - каждый из таких случаев серьезно отодвигает дату сдачи метро в эксплуатацию. Но этих происшествий могло и не быть, если нанять, например, армию квалифицированных, именно зарубежных, специалистов. Сейчас на благо нашего метрополитена трудится всего 2 процента таких от общего числа привлеченных метростроевцев. Вот и складывается впечатление, что строительство метро затягивается намеренно.
Понимаем, это звучит не совсем патриотично, но доля привлеченных зарубежных специалистов просто обязана быть побольше. Ведь метрополитен для Казахстана - дело, по сути, революционное, и опыта его сооружения у наших с вами соотечественников нет. Уверены - безопаснее нанять зарубежных коллег и довериться их технологиям. Скорее всего, так выйдет и безопаснее, и быстрее.
Звучали высказывания, что проще достроить метро, чем его захоронить. Полностью поддерживаем такую позицию, однако от себя хотим добавить, что строителям еще и очень выгодно жить в состоянии реализации проекта. Известно, что метрополитен черпает средства напрямую из республиканского бюджета, поэтому пока метро в процессе строительства, у компаний есть неплохая кормушка. Но как только метро достроят, деньги кончатся. А тут еще и кризис, у строительных компаний и субподрядчиков не будет возможности переключиться на новые объекты.
Да и что останется по окончании строительства самому АО “Алматыметрокурылыс”? Собирать средства от проезда, перенаправляя их в городской бюджет? Разве идет такой расклад в какое-либо сравнение с нынешними доходами?
До сих пор компания не может назвать точные сроки сдачи метрополитена. То это было начало 2009-го, теперь они скорректированы на середину.
Немаловажную роль в определении сроков сдачи, скорее всего, играют и городские власти. По всему видно, что заканчивать строительство метро невыгодно и им. Запуск метро неизбежно повлечет за собой сокращение количества наземного городского транспорта, занятого на пассажирских перевозках. Это напрямую затронет интересы влиятельных частников, которые в свое время приватизировали государственные автобусные парки, а теперь могут остаться не у дел.
Дотации из бюджета на содержание городских перевозок будут постепенно сокращаться пропорционально количеству единиц транспорта, да и прямой доход от них тоже. А метро вряд ли сможет обеспечить такой же уровень доходов, так как большая их часть будет уходить на возврат средств в государственный бюджет, отбивая строительство.
В общем, как ни крути, метро в готовом виде никому (кроме самих пассажиров) особо-то и не выгодно, мало того, некоторым субъектам даже угрожает разорением. А вот долгострой - это нам по душе. А может, компании и власти еще и сюда приплетут мировой кризис в объяснение столь долгого строительства... |