|
Мадина Меирманова Страховка онлайн Нацбанк решил цифровизировать сферу страхования. По мнению финрегулятора, это позволит защитить граждан от мошенничества
На прошедшем в среду пленарном заседании мажилиса Нацбанк представил поправки в законодательные акты РК по вопросам страхования и страховой деятельности. Ключевая идея - цифровизация страховой сферы. А точнее - создание единой базы данных страховых баз со страховыми компаниями. При этом пользователям (то есть обычным гражданам) предоставится возможность заключать страховые полисы онлайн через интернет-ресурсы страховых компаний. Онлайн же они смогут обращаться и за получением страховых выплат. “За счет снижения операционных расходов страховых компаний, исключения услуг страховых агентов снизится стоимость страховых продуктов для населения и бизнеса”, - заявил глава Нацбанка Данияр Акишев.
Кроме того, расширится география работы страховых компаний. Ведь теперь им не будет необходимости открывать филиалы во всех населенных пунктах или гражданам ездить за заключением полиса в соседние районы. “Население и предприятия смогут заключать договоры через интернет без посещения офиса страховой компании и посреднических услуг агентов. Создадут условия, чтобы жителям отдаленных населенных пунктов не нужно было ехать в областной центр за страховым полисом или прибегать к услугам посредников”. “В перспективе, - еще раз подчеркнул председатель НБ, - отсутствие посредников повлечет снижение стоимости страховки”. При этом, по мнению руководителя финрегулятора, минимизируется риск мошенничества, поскольку лишит махинаторов возможности предъявлять к выплатам поддельные полисы. Как сообщил Акишев, Нацбанк усиливает требования по защите персональных данных граждан: “Защита клиентов от мошенничества находится в центре внимания Национального банка. Вместе с правительством рассмотрят возможность блокирования сайта и принятия немедленных мер”. При этом службы, которые обычно проверяют наличие страхового полиса у казахстанцев (например, дорожная полиция), могут проверять страховку онлайн. Вот только пока непонятно, будет ли у придорожных сотрудников МВД доступ к единой базе страховок и смогут ли они проверить наличие полиса по ИИН автолюбителя или автовладелец обязательно должен помнить уникальный номер своего страхового договора? Есть еще один момент. Цифровизация тех же дорожных служб дошла до высокого уровня: теперь полицейские оснащены планшетами с выходом в Сеть, они оперативно оформляют протоколы штрафов и тут же печатают их. Но сомнения, что этими планшетами уже оснащены все патрули ДПС, еще теплятся. И не получится ли так, что закон об онлайн-страховках уже заработает, а на трассах и в районах полицейские продолжат требовать “бумажное подтверждение”? Еще одним новшеством, которое предусматривают поправки в законодательство, станет вмененное страхование граждан. Это вид страхования, когда представители отдельных профессий обязаны иметь страховку, но вот условия страхования отдаются на усмотрение договоренности страховой компании с клиентом, но не закона. Это позволит предусмотреть гибкие условия страхования. “Определяя четкий перечень рисков, можно установить правильный тариф для клиентов. Индивидуальный подход к клиенту - это и есть основное преимущество вмененного страхования”, - заявил Акишев. Впрочем, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин считает, что, например, выезжающих из Казахстана по турпутевкам туристов нужно страховать полностью и без “усмотрения”. “Многие наши граждане проводят отпуска за границей по туристическим путевкам. Конечно, в это время могут возникнуть разные ситуации: заболел или какие-то причины, связанные с перелетам. Но самое главное - казахстанцы, выехавшие по турпутевкам за границу, должны быть полностью застрахованы на весь период пребывания”, - заявил Нигматулин. Его слова стали резюмирующими после долгих возмущений мажилисменов, что отечественные туристы вроде и покупают страховки, но получить по ним помощь часто не могут. Данияр Акишев подтвердил наличие проблемы, пояснив, что “сейчас при страховании ответственности туроператора страховка работает, только если докажут, что туроператор ошибся, а это случается редко. Турист, как правило, остается один на один со своими проблемами, в основном связанными с возмещением вреда здоровью”. Но изменениями в закон туроператоров обяжут выдать туристу страховой сертификат, где укажут контактные данные международных компаний, организующих в круглосуточном режиме помощь по доступу к медицинским услугам за рубежом. “При наступлении страхового случая за рубежом турист не будет нести расходы по оплате медицинских услуг, экстренной медицинской помощи и репатриации. Эти расходы покроет страховая компания через международного партнера, который организует помощь туристу”, - заявил он. При этом, по данным Нацбанка, стоимость страхования составит около 320 тенге в день, а страховое покрытие будет в диапазоне от 3 до 16 миллионов тенге. Но при этом Акишев заметил, что эта норма относится лишь к турпотоку, который обращается к услугам туроператоров. “Туристы, которые не обращаются к туроператорам, и граждане, самостоятельно выезжающие за рубеж, несут ответственность за себя самостоятельно, и государство не может обязать их застраховаться”, - пояснил Данияр Акишев.
Астана |