|
Свет неделим, угаснут лишь эпохи
Ридигер и Ратцингер
Кончина Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси, обозначила историческую веху. Излишне здесь говорить о заслугах этого человека и о его роли в период возрождения Русской православной церкви. Значение патриарха, как исторической фигуры, определит время.
Деятельность Алексия II, особенно в самые последние годы, неразрывно была связана не только с возрождением церкви, но и с другой, не менее завораживающей эпохальной темой, которая присутствовала буквально во всех комментариях и высказываниях, прозвучавших в связи с кончиной патриарха. Она, как неизбежный контекст происходящего в мире христианства, выходит сегодня на первый план. Речь идет о примирении и о дальнейшем сближении церквей православной и католической.
Процесс этот касается далеко не только России и Ватикана, католицизма и православия, а имеет геополитическое значение и, в случае его продолжения и завершения, будет иметь неисчислимые последствия и для Евразии, и для всего остального мира. И уж, конечно же, такой исторический поворот непосредственно отразится на нашей стране, коль она заявила о своих исторических намерениях проложить путь в Европу.
Русская православная церковь является самой многочисленной и влиятельной в православном мире. Тогда как римский понтифик возглавляет самую многочисленную христианскую церковь на планете. Борьба вокруг их сближения и, наоборот, за их разъединение ведется вот уже на протяжении нескольких веков. И совершенно понятно, что от ее исхода в огромной степени зависит дальнейший путь России и дальнейшая судьба всей Европы.
Сближение московского патриарха и римского понтифика означало бы фактически преодоление нелепой схизмы, произошедшей в 1054 году. Здесь не место и не время анализировать, почему этого преодоления не произошло ранее, важнее отметить то, что сегодня у обеих церквей появился уникальный шанс исправить вековое недоразумение.
И заслуги здесь Алексия II, восемнадцать лет готовившего свою паству к этому историческому моменту, неоценимы. Можно лишь сожалеть о том, что состояние здоровья не позволило ему при жизни встретиться с Бенедиктом XVI, тогда как эта встреча, после избрания последнего понтификом, казалась неизбежной. И ни у кого не вызывало сомнения, что патриарх, в миру Алексей Михайлович Ридигер, сугубо православный человек из Эстонии, найдет общий язык с римским папой, в миру Йозефом Алоизом Ратцингером, добрым католиком из Баварии. Все шло к этому.
Кто-то считает, что в XXI веке не стоит придавать институту церкви слишком большого значения. Да, и в Европе, и в России хватает и скепсиса в отношении религии и церкви, хватает и атеистов, и агностиков, а также просто ни во что и ни в кого не верующих и не верящих. Тем не менее церковь в странах с преобладанием католиков, так же, как и в краях с превалированием православных верующих, остается по сути единственным нравственным, духовным авторитетом и единственным институтом, влияющим на историческое сознание людей самых разных социальных слоев и этнических групп. Да, церковь живет в разделении с институтами государственной власти, но она никогда не была отделима от народа. Только церковь способна глубинно повлиять на историческую память своей паствы.
Нелишне также напомнить, что общеевропейские ценности, как, например, уважение прав личности, равенство перед законом, терпимость, порицание насильственных методов в политике - это, по сути своей, интерпретация самого значимого в истории человечества обращения, вобравшего в себя всю идеологию современного гуманизма: возлюби ближнего своего.
Но, думается, кончина Алексия II лишь отложит на некоторое время продолжение исторического процесса, ибо сделанное этим человеком в его земной жизни слишком глубоко, значительно и простым земным измерениям не поддается. |