Юлиана Жихорь
Несмотря на мировой кризис, весьма чувствительно затронувший нашу экономику, правительство заявило о намерениях не останавливать развитие инфраструктуры. Но одно дело - строительство, и совсем другое - подготовка к его началу. Дело в том, что подготовительные периоды могут занимать порой по несколько лет
Жизненный цикл бюджетного инвестиционного проекта (БИП), начиная от появления идеи и до начала реализации, занимает несколько лет. Все это время проект проходит согласования, утверждение, расчеты и перерасчеты.
За это время, как говорят, “либо ишак сдохнет, либо падишах умрет”: может отпасть сама потребность в проекте либо он потребует изменений, стоимость его может возрасти в несколько раз и т.п. В последнем случае требуется дорабатывать ТЭО, что еще на год сдвигает сроки начала реализации.
Кстати, доработка ТЭО после проведения экономической экспертизы требуется в 9 случаях из 10. (Временной интервал между разработкой, согласованием и утверждением ТЭО может составлять от 6 месяцев до 3 и более лет.) Как отмечают в правительстве, основные замечания экспертов возникают к содержанию институционального, маркетингового разделов, частый случай - отсутствие или ненадлежащим образом проработанные финансовый и экономические разделы. То есть речь идет не только о вполне объективных причинах корректировки ТЭО (изменение цен на рынках), но и о субъективных недоработках этих документов.
Как рассказал вице-президент Центра ГЧП, ответственного за проведение экономических экспертиз проектов, Виссарион Ким, “из 70 бюджетных инвестиционных проектов, поступивших на экспертизу, в 80 процентах случаев отсутствуют разделы, являющиеся обязательными в соответствии со специальными требованиями по составлению ТЭО”. Например, вместо оценки рисков и адекватных предложений по их предотвращению в ТЭО приводится лишь их перечень. В маркетинговом разделе, как правило, отсутствует анализ цен на соответствующих рынках, прайс-листы потенциальных организаций, по поставке оборудования.
Анализ же социально-экономической необходимости проекта может вызвать гомерический хохот: “население сельского населенного пункта испытывает сильный дефицит электроэнергии...”, “электрификация населенного пункта способствует росту населения...”, “в случае электрификации население города сможет воспользоваться благами цивилизации...”
Такие выводы эксперты из Казахстанского центра государственно-частного партнерства сделали после анализа массы проектов. Сейчас в портфеле Центра ГЧП находится более 80 БИП. Большая часть из них - от Минэнерго и касается газоснабжения населенных пунктов Жамбылской и Актюбинской областей, а также связана со строительством электрических сетей и реконструкцией тепловых сетей Карагандинской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областей. Минэкологии направило на экспертизу проекты на строительство служебных комплексов для центров гидрометеорологии. Минздрав - на создание Национального регистра доноров крови, обеспечивающего автоматизацию бизнес-процессов всех технологических этапов работы службы крови.
Это в итоге должно обеспечить качество и безопасность заготовленных компонентов крови и доступность трансфузионной помощи. (Проект стал результатом скандала в ЮКО.) Минтранском попросил провести экспертизу проектов по строительству за бюджетные средства железной и автомобильной дорог и пассажирского терминала международного аэропорта.
Получается, что сейчас основными задачами, стоящими перед правительством, является не только сокращение чересчур длительных сроков перестраховки при подготовке бюджетных инвестиционных проектов. Но в первую очередь - ужесточение ответственности лиц, не только отвечающих за реализацию важных для народа проектов, но и тех, кто принимает некачественное ТЭО важных для народа проектов.
Астана |