Мадина Меирманова Мажилисмены ратифицировали сразу два соглашения об избежании двойного налогообложения: с Индией и Ирландией. Многочисленные двусторонние соглашения Казахстана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения позволяют, с одной стороны, спокойно работать иностранному бизнесу в нашей стране, с другой - казахстанцам не переплачивать за импортную недвижимость и капиталы
Суть содержания таких документов проста: если гражданин Казахстана платит налоги за имеющееся имущество (и налог с дохода) в стране, где это имущество находится, то он может не платить такие налоги в РК. Но! Если, например, в Папуа-Новой Гвинее подоходный налог ниже казахстанского, то наш гражданин, владеющий там имуществом, должен оплатить родине разницу. Ну а если выше, то и Казахстану ничего платить не должен. Это касается как юридических, так и физических лиц. В общем, все по-честному: заплатил инвестор налоги на прибыль в Казахстане - не будет облагаться налогом на родине и наоборот. Но оказалось, что не все парламентарии считают, что такие соглашения “актуальны”.
Например, спикер мажилиса Нурлан Нигматулин намекнул, что такими налоговыми соглашениями Казахстан должен поддерживать отечественного производителя несколько по-иному. “Половину всех договоров Казахстана в области налогообложения заключили еще в прошлом веке. Жизнь изменилась, у нас изменилось законодательство, у нас есть приоритеты каких-то секторов развития. Это же не 90-е годы”, - обратился он к министру финансов. И напомнил: “Недавно мы рассматривали ратификацию, не помню с какой страной. Прозвучал вопрос по инфраструктурным проектам - почему наши компании не участвуют. Тогда сказали, что заключенные еще в 90-х годах договора не позволяют, дают приоритет иностранным компаниям. Тогда это было актуально. Своих средств не было, техника была не готова, компании были не готовы. Сейчас изменилась ситуация в Казахстане, изменились ситуации в компаниях. Вот о чем речь идет”. Мажилисвумен Гульнара Бижанова подняла проблему реализации программы продуктивной занятости. По ее словам, при наличии почти стопроцентного освоения выделенных денег эффекта от их реализации почти нет. Потому как деньги просто воруют. “На развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства в республиканском бюджете на 2017 год предусмотрено 38 808,1 миллиона тенге. По состоянию на 1 июля этого года из республиканского бюджета выделили 30 896,8 миллиона тенге. Местными исполнительными органами освоено 30 879,9 миллиона тенге, или 99,9 процента. Однако первые же результаты проверок в масштабах страны вскрыли многочисленные факты хищения бюджетных средств, выделенных для реализации программы, с использованием лжепредприятий и теневых схем со стороны “нечистых на руку” чиновников и предпринимателей”, - заявила она в своем депутатском запросе на имя премьера. По данным службы экономических расследований ГКД Минфина, только с начала года обнаружили 57 преступлений в этой сфере. Схемы одни и те же: предприниматели предоставляют в местные центры занятости фиктивные справки о создании социальных рабочих мест и получают из бюджета компенсации. Депутат попросила премьера “принять безотлагательные меры по усилению государственного контроля за реализацией Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства”. К слову, сегодня в стране насчитывается 447 тысяч официально безработных и 2,1 миллиона самозанятых граждан. Последние фактически тоже являются безработными и нуждаются в трудоустройстве. Но при таком массовом “фиктивном” освоении бюджетных средств работу они не смогут найти еще долго.
Астана |