Марта Рогова В среду Нурсултан Назарбаев встретился с новоизбранным Верховным муфтием Казахстана Серикбаем кажы Оразом. Религиозное образование новый муфтий в разные годы получал в египетском Университете аль-Азхар и в Египетском университете исламской культуры “Нур-Мубарак” (Алматы) по специальности “религиоведение”. Имеет светские специальности “магистр экономических наук”, “менеджмент”. Во время встречи глава государства обратил особое внимание на важность разъяснительной работы Духовного управления мусульман среди верующих: “У нас среди верующих есть молодежь, есть посещающие мечеть по веянию моды, есть верующие, подрезающие штаны и отпускающие бороды. Нужно всем им правильно разъяснять основы ислама”
Смена Верховного муфтия Казахстана пришлась на период глубинных изменений идеологического поля страны. Для того, чтобы предотвратить дальнейшее расширение радикальных исламистских идей, Министерство по делам религии и гражданского общества совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана начали работу над глобальным проектом - созданием собственной казахстанской модели понимания ислама. Как заявил министр Нурлан Ермекбаев, модель основана на духовных, морально-этических ценностях и уважении прав всех граждан независимо от их отношения к религии: “Она позволит сочетать стремление части людей к вере с умеренностью и критичным осмыслением религиозных предписаний”. Скорее всего, вопрос возвращения в школьную программу такого предмета, как религиоведение, с углубленным изучением традиционных для территории нашей страны религий, решат лишь после того, как выработают платформу новой модели понимания ислама. Это произойдет не сразу, возможно, потребуется несколько лет. Но пока “собственная модель” разрабатывается, в Министерстве по делам религий и гражданского общества РК намерены обязать религиозные объединения публиковать отчеты о тратах пожертвований в СМИ. “Религиозные объединения и сейчас ведут учет поступлений и отчитываются перед фискальными органами, мы здесь также говорим, чтобы они опубликовали в СМИ, - сообщил вице-министр по делам религий и гражданского общества РК Берик Арын. - Повышается прозрачность деятельности религиозных объединений”. Добавив, что у паствы уж больно много вопросов о том, куда же идут их пожертвования: “В этом году был вопрос о том, что мусульманская часть платит пiтiр-садаћа (пожертвования в месяц Рамазан. - “НП”), в стране 70 процентов населения - мусульмане, каждый вносит определенную сумму. И они говорят, куда деньги ушли, мы хотим это знать. Чтобы эти вопросы снять, мы вводим норму, она оградит прежде всего религиозные объединения от всяких сомнений со стороны общественности”, - заявил Арын. Помнится, лет 10 назад госорганы уже пытались взять под контроль поток движения пожертвований. Не ради налогообложения (пожертвования, согласно статье 134 Налогового кодекса РК, государственной мздой не облагаются), а чтобы понимать: сколько денег стекается в эту сферу и все ли они идут на благие дела? Но тогда категорически против такого учета встали сами религиозные и различные общественные организации. Пока все эти организации сообщают о суммах пожертвований в заявительном порядке: мол, дали нам столько-то. Государство должно верить.
Справка “НП” На днях заместитель председателя КНБ РК Нургали Билисбеков сообщил, что только в текущем году в нашей стране “предотвратили проведение 11 насильственных акций террористического характера”. Министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев посчитал факты террористической активности в Казахстане за последние семь лет и обнаружил, что с 2010 года в Казахстане зафиксировали 16 “фактов террористической активности”. В КНБ заявили, что “меры уголовного преследования приняты к 22 лидерам и активистам деструктивных религиозных течений на территории республики. Одновременно профилактическим воздействием отведены от распространения этой идеологии 81 лидер и активист”. По данным МДРГО, 87 процентов казахстанцев говорят о том, что верят в Бога, из них 16 процентов - соблюдают религиозные обряды. При этом растет количество отказов от медицинской помощи из-за религиозных убеждений, запретов посещения детьми школ, ношение закрывающей черной одежды. “Увеличилось влияние религиозных идеологий, которые не присущи нашему народу”, - заявляет министр по делам религий.
Астана |