ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Где, что и почем? События

Мадина Меирманова
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - один из неплохих способов снизить одномоментную нагрузку на бюджет при одновременном стимулировании развития бизнеса. По крайней мере, именно так воспринимается ГЧП во всем мире, где частника привлекают для строительства и эксплуатации инфраструктурных и социальных объектов, начиная от дорог и заканчивая специализированными медицинскими центрами. В Казахстане эта сфера только-только набирает обороты. Но и здесь, судя по недавнему обсуждению этой темы в правительстве, не обходится без традиционных для нашего менталитета приписок и отчетов “для галочки”

Юридическая история государственно-частного партнерства в Казахстане началась более 10 лет назад, когда в правительстве всерьез задумались о перспективах привлечь частный бизнес к инфраструктурным проектам. Тогда на повестке дня стояло строительство школ и детских садов на основе ГЧП. Но то ли непонимание инструмента возврата инвестиций, то ли отсутствие для этого законодательных механизмов, но “школы по ГЧП” отложили на неопределенный срок. Равно как и другие относительно мелкие проекты - государство предпочло сконцентрироваться на крупных концессионных (строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии Станция Шар - Усть-Каменогорск, строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередачи Северный Казахстан - Актюбинская область, строительство и эксплуатация нового пассажирского терминала международного аэропорта города Актау) или передаче в доверительное управление и аренде. Впрочем, последние виды контрактов хоть и причислялись к ГЧП по терминологии, но содержательно, как считали экономисты, таковыми не являлись. Поскольку в большинстве ранее заключенных договоров равномерно не распределили риски между государством и бизнесом.

 

 

Экономический кризис и дефицит бюджетного финансирования социальных проектов вынудил власти пересмотреть свое отношение к сфере ГЧП, переориентировав внимание на более скромные масштабы. В результате нескольких этапов поправок в законодательство в стране виды ГЧП-проектов расширили: кроме концессии, доверительного управления, аренды и лизинга в их число включили договоры на разработку технологий, контракт жизненного цикла, сервисный контракт и “иные договоры, соответствующие признакам государственно-частного партнерства”.
Таковых в мире существует всего несколько типов. Причем, что весьма важно, почти все они ориентированы на создание новых объектов и последующий возврат инвестиций бизнесу через гарантированный закуп услуг.
 Строй - обладай - эксплуатируй (build - own - operate) - частный партнер строит и эксплуатирует объемы или оказывает услуги без передачи права собственности государственному сектору.
Строй - эксплуатируй - передавай (build - operate - transfer) - частный партнер строит объекты в соответствии со спецификацией, согласованной с государственным агентством, эксплуатирует их на протяжении определенного периода времени и затем передает государству.
Покупай - строй - эксплуатируй (buy - build - operate) - правительство продает существующий объект предприятию частного сектора, которое затем производит обновление или расширение, необходимое для его эффективной эксплуатации с точки зрения затрат.
Проектируй - строй - эксплуатируй (design - build - operate) - приватный партнер проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе.
Строй - развивай - эксплуатируй (build - develop - operate) - приватный партнер берет в лизинг или покупает существующий объект у государственного агентства, инвестирует собственный капитал для обновления, модернизации, затем эксплуатирует по договоренности с правительством.
Судя по статистике, которую на днях представило Миннацэкономики, ГЧП в стране развивается бурными темпами: всего заключено 116 договоров на общую сумму 139,5 миллиарда тенге. (Только за текущий год заключено 88 договоров на 70 миллиардов.) Как сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, введено в эксплуатацию 53 объекта на сумму 70 миллиардов тенге, а на этапе строительства находятся 63 объекта (на сумму 69,5 миллиарда тенге). Готовится к заключению еще 431 договор ГЧП общей стоимостью 1,7 триллиона тенге (из них 15 проектов - республиканского уровня, 416 - региональных проектов).
Наиболее популярными стали контракты в сфере образования (детские сады) и здравоохранения. Причем разброс масштабов проектов весьма существенный - от открытия кабинетов МРТ (в Караганде) до строительства и эксплуатации городских поликлиник и станций неотложной помощи.
Как считают в Министерстве экономики, столь бурное развитие института ГЧП связано с тем, что в последние годы значительно упрощены процедуры утверждения проектов государственно-частного партнерства и планируется дальнейшее совершенствование процедур. Например, проектом новых поправок предусмотрено, что организатор конкурса может самостоятельно проводить экспертизу проектов договоров, а не отправлять, как это делается сегодня, в центр ГЧП в Астану. Это позволит сократить сроки согласования и экспертизы проектов с семи до трех месяцев.
Еще одним важным изменением станет предоставление гарантии потребления на три и более лет. Это особенно важно, учитывая, что сроки реализации проектов могут длиться до 30 лет и инвесторам требуются гарантии возврата инвестиций.
Впрочем, премьер-министр страны оказался недоволен цифрами. А точнее, их “тыльной стороной”. Выяснилось, что акимы рапортуют о заключаемых договорах, не проводя в дальнейшем никакой практической работы.
“Тимур Муратович (министр нацэкономики Тимур Сулейменов. - “НП”) в своем выступлении сказал, что Карагандинская область является лидером по заключенным договорам (ГЧП. - “НП”). Но если мы дальше посмотрим, что на стадии конкурса подписания - ноль, разработка документации - ноль. Трудно сказать, что Карагандинская область - лидер. Надо смотреть в комплексе, тогда выходит, что лидер у нас Восточно-Казахстанская область, 96 договоров. Это лидер, а то, что договора заключены и дальше никакой работы нет, - откуда он лидер, расслабился просто”, - возмутился Бакытжан Сагинтаев.
Впрочем, аким Карагандинской области Ерлан Кошанов возразил, что якобы в его регионе реализован 21 проект государственно-частного партнерства на сумму 7,4 миллиарда тенге, еще 11 находятся на стадии проработки: “С начала года открыто 19 частных дошкольных организаций, четыре из них - по механизму ГЧП. Эта деятельность действительно становится привлекательной для бизнеса, и уже есть пример, когда детский сад, который долго существовал как ночной клуб, в этом году снова стал детским садом”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение