|
Юлиана Жихорь
Идея вхождения Казахстана во Всемирную торговую организацию, озвученная много лет назад, до сих пор вызывает массу споров. Одни настаивают на буквально жизненной необходимости для Казахстана быть в ВТО, другие считают, что это убьет казахстанское производство. Правительство же уверяет, что никто ничего не почувствует
С началом мирового кризиса по Астане поползли слухи, что не видать нам ВТО еще несколько лет. И причина не в том, что нас туда не возьмут, а в том, что мы сами не захотим. Тем не менее возмущенные возгласы отечественных товаропроизводителей (в первую очередь, аграрников) не прекратились.
Правительство решило снять спорные вопросы и озвучило на заседании правительства данные по переговорному процессу. В том числе и те пункты, которые казахстанские переговорщики смогли отстоять.
Вице-министр индустрии и торговли Жанар Айтжанова - главное действующее лицо Казахстана по переговорам в ВТО - попыталась успокоить казахстанцев. Сообщив, что все опасения о возможном вытеснении с рынка отечественных товаров под наплывом импортных (в результате отмены или снижения импортных таможенных пошлин) беспочвенны. “По результатам двухсторонних переговоров Казахстан отстоял уровень импортных таможенных пошлин, которые позволят защитить отечественных производителей товаров, производство которых налажено или планируется в будущем в рамках диверсификации экономики”, - заявила она.
Так, если на сегодня средняя ставка действующей импортной пошлины в отношении сельхозтоваров составляет 13,5 процента, то после вступления Казахстана в ВТО среднее значение импортной пошлины снизится лишь на 0,3 процента. По промышленным же товарам Казахстан отстоял возможность применять даже более высокую импортную ставку, чем действует сегодня: сейчас - 4,6 процента, будет - 6,5.
При этом, как было заявлено, для снижения пошлин после вступления в ВТО в ходе переговоров оговариваются переходные периоды в 3-5 лет в зависимости от вида конкретного товара.
По словам Айтжановой, рассчитывался ряд критериев для товаров. Так, снижение коснется тех продуктов, которые не производятся в РК: океаническая и морская рыба, тропические фрукты и другие овощи и фрукты, которые не растут в Казахстане, лекарственные средства, высокотехнологическое оборудование для медицины, сельского хозяйства, строительства и гражданской авиации.
По словам вице-министра, снижение таможенных пошлин на большинство продовольственных товаров не отразится на казахстанских производителях по той причине, что они и так занимают на рынке далеко не лидирующие позиции. Например, 45 процентов всего импорта продуктов питания занимают молочная продукция и хлебобулочные изделия из России, 24 процента - из Кыргызстана, с которыми у нас уже беспошлинная торговля. “Поэтому снижение импортных пошлин на молоко, хлебобулочные изделия и макароны после вступления в ВТО с 15 до 10 процентов в течение трех лет не причинит ущерба отечественным производителям аналогичной продукции”.
Зато Казахстан “отстаивает пошлины в отношении чувствительных для экономики товаров”: с Кубой - на сахар и сигареты в обмен на низкие пошлины на импортируемые ром и сигары; с Малайзией - маргарина в обмен на доступ на наш рынок пальмового масла и продукции из тропических пород дерева. В переговорах с Норвегией защищены высокие пошлины на мясо-молочную продукцию в обмен на нулевые пошлины на импорт семги и других видов морской рыбы.
Либеральные условия экспорта в Казахстан кофе Бразилии обошлись высокими таможенными пошлинами на импорт мяса. Чего было добиться достаточно сложно, поскольку эта страна является крупнейшим поставщиком мяса на мировые рынки. Действующие пошлины на мясо будут повышены с 15 до 25 процентов.
Швейцария в обмен на низкие пошлины на импортируемые часы (!) согласилась на сохранение пошлин в 20-25 процентов на шоколадные и кондитерские изделия и 15 процентов - на сыры. Очень умно, учитывая, что часы и есть самый важный продукт потребления на казахстанском рынке.
Сельхозтоваропроизводители уж очень переживали о том, что после вступления в ВТО государство не сможет дотировать отрасль. Айтжанова пообещала - сможет. Но для полной уверенности в конкурентоспособности самим производителям уже давно пора переходить на мировые стандарты качества. В том числе и в части санитарных требований.
Кстати, удивляет, что большинство оппонентов идеи вступления Казахстана в ВТО апеллируют именно сложностями, которые могут возникнуть у казахстанских сельчан. Особенно с точки зрения доли этого сектора в ВВП. На селе сейчас проживает порядка 40 процентов населения страны, однако доля АПК в экономике страны занимает не более 5 процентов. И это несмотря на многолетние финансовые вливания в отрасль и прошлогодний продовольственный кризис, охвативший мир.
Казахстан отстоял свои позиции и по доступу в страну поставщиков услуг. Так, по энергетическим, транспортным, строительным, аудиторским и торговым услугам Казахстан отстаивает требование обязательного учреждения юридического лица в РК (в форме дочерней компании, а не филиала иностранной компании). В ходе переговоров было принято решение об отмене доступа прямым филиалам иностранных банков и страховым организациям. При этом Казахстан отстаивает 5-летний переходный период на открытие прямых филиалов иностранных банков и страховых организаций. В сфере телекоммуникаций свободный доступ на рынок получат только поставщики междугородной и международной связи (кроме Казахтелекома). В отношении мобильной и местной связи и сейчас не существует ограничений.
Среди спорных вопросов остается исключение из национального законодательства в области недр и недропользования норм, регулирующих казахстанское содержание. В частности, требование об обязательном приобретении казахстанских товаров недропользователями противоречит нормам ВТО. Казахстан договаривается, чтобы по существующим контрактам, содержащим обязательства о закупе казахстанских товаров, сохранилось требование о казахстанском содержании до истечения сроков действия этих контрактов.
Еще она “тяжелая” норма - унификация железнодорожных тарифов. Один этап унификации Казахстан прошел еще в 2006 году, унифицировав тарифы на транспортировку сырой нефти, цветных и черных металлов и их лома и строительных грузов. Второй этап согласовывается сейчас.
В целом, как в заключение сказал Карим Масимов, процесс идет хорошо с и пользой для РК. “Нет никакой “красной даты календаря”, когда мы должны вступить (в ВТО. -
“НП”). Мы вступим тогда, когда это будет необходимо. На тех условиях, которые для нас выгодны”.
Астана |