ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



РОПщите - не РОПщите События

Мадина Меирманова
На днях парламентарии поинтересовались, куда деваются деньги, которые импортеры и производители платят за утилизацию отходов. Их весьма интригует, почему нынешний оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) никому не подчиняется и никому не подконтролен

В декабре 2015 года постановлением правительства единым оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) назначили ТОО “Оператор РОП”.
Согласно Экологическому кодексу РК, этот оператор собирает с производителей (импортеров) деньги и организует сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование или утилизацию отходов. Речь идет в первую очередь о продукции автопрома (транспортные средства, запчасти (шины, покрышки, моторные масла, тормозные жидкости, аккумуляторы, антифризы и т.п.). При этом оператор должен заключать прямые договора с переработчиками этих видов ТБО (наличие прямых договоров - одно из условий финансирования сбора, транспортировки (и далее по списку) со стороны государства.
Собранные средства “Оператор РОП”, согласно тому же кодексу, обязан истратить как по прямому назначению, так и стать этаким “денежным пулом” для стимулирования научно-исследовательских разработок в области отечественного “экологически чистого автопрома”.
Но...
Из запроса фракции “Ак жол”, озвученного мажилисвумен Меруерт Казбековой: “Оператор РОП” сейчас не заключает прямые договора с переработчиками, а проводит тендеры. При том, что совокупная мощность предприятий по утилизации 40 тысяч тонн в 7,5 раза меньше ежегодного объема выбрасываемых шин. Триста тысяч тонн. Для чего проводятся тендеры среди 20 предприятий, когда объема работы хватает на 150 таких заводов. И при этом на момент обращения переработчиков шин к депутатам фракции “Ак жол” еще не заключили ни одного договора и не уплатили ни одного тенге”.
“Хотя в сам РОП, - добавила депутат, - обязательные платежи уплачиваются импортерами наряду с налогами. С той разницей, что налоги идут государству, а эти платежи - не совсем понятно кому именно”.
К слову, на сайте оператора не указаны данные о том, кто стоит во главе этого ТОО. В общем, даже поименно депутаты не смогли понять: кому уходят деньги за переработку шин (шины заинтересовали депутатов постольку, поскольку именно предприятия по их переработке пришли за помощью избранных).
Но зато выяснили, что тариф (а методику расчета ставок и собственно их размеры утвердило Минэнерго еще в 2015 году) “Оператор РОП” поделил на две неравные части: одна - это плата собственно переработчикам шин за утилизацию, вторая - за транспортировку. Причем депутаты выяснили, что на утилизацию уходит всего 10 процентов от собираемых денег, остальное - “стоимость транспортировки, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг”. “Получается, что заводы-переработчики, которые являются главным субъектом этой отрасли, получают мизерную часть оплаты, тогда как львиная доля достается каким-то другим лицам, - возмущены парламентарии. - Но и при этом компенсация за переработку шин производится только при условии убыточности предприятия-переработчика. Таким образом, заранее создаются условия для целенаправленной ликвидации предприятий”.
Такая политика взаимоотношений оператора по сбору денег с предприятиями-переработчиками отходов вызвало у депутатов “обоснованные опасения по поводу эффективности этой программы в целом и ее практического влияния на защиту окружающей среды от технических отходов”.
Парламентарии поинтересовались, почему правительство не вошло в состав учредителей загадочного ТОО (хотя по Экологическому кодексу имеет на это право) и как теперь намерено обеспечить “прозрачность и эффективное использование поступаемых на счета оператора РОП обязательных платежей от импортера товаров”.
Особенно учитывая, что, по данным открытых источников, которые озвучили депутаты, запланировано поступление в размере 140 миллиардов тенге.
140 миллиардов тенге - это огромные деньги. На что же их тратит РОП?
Как уже выяснили: 10 процентов - на утилизацию. При этом, заметьте, выплату компенсаций гражданам за сдачу старых авто РОП проводит за счет бюджетных средств, которые ему, в свою очередь, перечисляет Минэнерго (квоту по приему таких старых автомобилей РОП освоил досрочно, еще в августе).
Девяносто процентов - это “перевозка” и непонятно что...
А вот это непонятно что и есть самое интересное.
Дело в том, что, согласно статье 285-2 Экологического кодекса, оператор как монополист по аккумулированию утилизационного сбора обязан направлять деньги, поступившие на его банковский счет, на целый ряд направлений. Первое и ключевое - организация сбора, транспортировки, переработки и т.д. по списку отходов продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей, и компенсация “расходов по раздельному сбору и переработке отходов” тем, кто это делает самостоятельно (физические и юридические лица могут делать и так).
Но есть еще одно важное направление: стимулирование производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше, с электродвигателями) и их компонентов. Делать это кодекс предлагает несколькими путями. Например, финансированием использования энергоресурсов производителями. Но главное - финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок и проведение испытаний продукции.
Кстати, “Оператор РОП” еще должен финансировать “экспериментальные, опытные, проектные, научно-исследовательские работы в сфере сбора, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов”. А также внедрять новые технологии сбора и переработки ТБО. Попутно занимаясь финансированием “рекламной деятельности, образовательных, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами”.
Депутаты предложили правительству создать “открытую и прозрачную систему взаимодействия между всеми участниками системы РОП”. А пока она создается, “провести анализ деятельности ТОО “Оператор РОП”. В части обоснованности расходования средств, собранных им от производителей (импортеров) товаров”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение