|
Алан Байтенов Врачи отечества считают, что “тяпнуть” за рулем можно. Даже полстопки водки. Или кружку пива. Или бокал вина. Правда, под хорошую закуску и садиться за руль не раньше чем через час. Этим новые правила вроде не опасны - нам рассказывают, что в мире так принято. А вот как быть с состоянием водителя наутро после серьезной попойки? Промилле вроде в допуске, но при этом тебе, мягко говоря, не очень. Предположим, организм отравлен сивушными маслами и воспринимает мир как нечто пугающее и пытающееся тебя убить... Пациента клонит в сон, и он не способен обрабатывать поступающую информацию адекватно. Одним словом, такой водитель опасен
Собственно, все, что требуется знать о правилах освидетельствования, содержится в приказе министра здравоохранения Республики Казахстан от 13 июля 2017 года № 504. Называется он так “Об утверждении правил проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения”. Там много всего, типа кто, как и зачем. Но нас больше интересует приложение за номером 3 к приказу “Стандартизированное соотношение количественного содержания алкоголя в крови и оценки клинического состояния освидетельствуемого”. То есть там, где написано, что “легкая степень опьянения” начинается с 0,5 промилле. Ведь для Административного кодекса ключевое слово - “опьянение”. А оно, пусть и легкое, согласно приложению к приказу наступает лишь с 0,5 промилле. Однако обо всем по порядку.
Как было раньше? К сожалению, официальных документов мы не нашли, чтобы с уверенностью сказать: мол, медицина сдвинула границы начальной степени опьянения до 0,5 промилле. Однако все мы знаем истории, которые случались с нашими знакомыми, когда часто из-за неуверенности в своем здоровье, видя на табло алкотестера цифры больше нуля, водители хватались за голову и предпочитали не спорить с полицией. То есть старались завершить все дела на месте. Некоторым полицейским это было на руку - здесь либо подписанный виновником красивый протокол для статистики (мол, пьяного поймал), либо неплохой барыш. Во втором случае никто и оспаривать не будет - в обществе сложилось четкое понимание того, что у нас запрещено любое количество алкоголя в крови. И если смог договориться, то повезло тебе - не буди лихо. В то же время городские легенды о том, что сотрудники полиции тех, кто лишь сомневается в своем утреннем здоровье, берут на испуг, появлялись неспроста. А также истории про вату, смоченную в спирте, что вставлялась в алкотестеры. И, собственно, сами накрученные на пару десятых промилле алкотестеры. Все это, как мы понимаем, не на ровном месте. Да и потом - если вдруг человек сознался и готов понести наказание, будет ли он разбираться в таком стрессе (ведь грозит минимум три года лишения прав), сколько там у него промилле и сколько можно по закону? Впрочем, не будет он требовать и сертификаты соответствия на алкотестеры. Мол, ну вот, попался... Отчего знающие психологию нарушителей полицейские крутили ситуацию как могли и как хотели. Теперь, конечно, все иначе - есть официально разрешенный порог. И люди, знающие свои права, будут настаивать на повторном исследовании, предположим, в центре экспертиз. А там “или ишак, или падишах” - вдруг повезет: за время, пока доберутся до центра (может быть, даже по пробкам), организм испарит и выведет ровно столько, сколько нужно, чтобы не попасться. Так что же сегодня разрешено? В упомянутой таблице граница опьянения начинается с 0,5 промилле. В смысле от 0,5 и до 1,5 промилле уже считается легкой степенью опьянения. Тем самым все, что ниже порогового значения в 0,5 промилле, не является, согласно приказу министра здравоохранения, опьянением как таковым. А следовательно, делает бессильной статью 608 КоАП РК под названием “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления...”. Понятно, что ничего хорошего от употребления алкоголя за рулем не случится. И “НП” всегда выступало за полную блокировку даже ничтожного с точки зрения медицины допустимого количества промилле в крови у водителей авто. Хотя бы потому, что у нас нет культуры употребления алкоголя. И некоторые наши люди совсем не умеют кушать алкоголь в небольших количествах и лишь, предположим, в качестве оттеняющей основной аромат хорошего мяса “закуски”. В общем, небольшой допуск порождает соблазн - и наш человек, в смысле тот, который живет на постсоветском пространстве, свободно может “промахнуться”, понадеявшись лишь на авось, на свой организм, уговоры друзей. Или на какие-нибудь чипсы-сухарики в качестве еды... В общем, так все и должно было остаться - кто не рискует, тот и не будет пить за рулем. Но раз уж закон фактически принят, мы можем лишь привести выдержку из одного медицинского исследования, где показано четкое влияние алкоголя на среднестатистического человека. И это исследование существенно отличается от того, на что опираются у нас. Итак. 0,2-0,5 промилле. В этом случае источники движущегося света уже воспринимаются с ошибками. Способность к оценке ситуации немного, но все же замедляется. Однако желание ускориться увеличивается. Водитель склонен к превышению скорости и в какой-то степени утрачивает осторожность и аккуратность. Далее. 0,5-0,8 промилле. Расстояние до объектов водитель уже не ощущает, нарушенное равновесие приводит к ошибкам в движении и управлении. Сбой в оценке ситуации выражен отчетливо. Освещенность, дистанция, сигналы светофоров и других транспортных средств оцениваются не столь адекватно. И далее по нарастающей - все большее расслабление, уменьшение угла зрения, ухудшение реакции, критическое снижение концентрации. А в некоторых случаях и агрессивное поведение. В то же время стопка или бокал за час до руля, согласно медицинским исследованиям, не самое страшное. Ведь не зря говорят: самые аккуратные водители те, что приняли немного. Другое дело - утро после попойки. То есть когда у человека наблюдается абстинентный синдром. Организм подтравлен “сивухой”, реакция заторможена, внимание никудышное. А также имеются приступы паранойи, необоснованного страха, нарушение нормального мыслительного процесса и, как следствие, неадекватное поведение за рулем. Более того, по мнению специалистов, такой водитель еще опаснее того, что находится в легкой степени опьянения. Однако при этом организм может показывать “излучение” до “залетного” порога в 0,5 промилле. То есть человек с “больной головой”, вполне может быть в законе, но при этом достаточно опасен для общества. На этот счет наши врачи и законодатели пока молчат.
100 миллилитров водки в теории дают 0,55 промилле (за основу взят среднестатистический человек весом примерно 80 килограммов), а кружка пива емкостью 0,5 литра - 0,32. На практике же при проверке на алкотестере может быть совсем другой результат. К слову, максимальный уровень концентрации алкоголя в крови достигается через 30 минут после употребления. Поэтому врачи рекомендуют садиться за руль не раньше чем через час. Здоровый организм к тому времени не только выведет часть алкоголя, но и в какой-то степени адаптируется к его наличию в крови. Очень большое внимание стоит уделить и эмоциональному состоянию - нервная система у всех людей абсолютно разная. В районе 0,3-0,5 промилле дают 150-200 миллилитров сухого вина, шампанского или 50 миллиграммов коньяка, виски. Ну а как быть в том случае, когда приходится садиться за руль после застолья наутро? Медики и здесь все за нас посчитали. Негласное правило безопасности - сутки. Психологический минимум - 12 часов. Но это на ваш риск. Есть, впрочем, и конкретные цифры по выведению алкоголя из организма. То есть в течение этого времени пары алкоголя могут обнаружиться в выдыхаемом воздухе. Итак. 200 миллилитров водки выводятся около семи часов. 500 миллилитров водки - уже 15-18 часов. 100 миллилитров коньяка - четыре часа. 150 миллилитров смеси коньяка и шампанского (да, по мнению медиков, в почете и такой коктейль) - около пяти часов. 300 миллилитров портвейна - четыре часа. Кстати, самый тяжелый для выведения напиток - виски. Так, 0,5 литра виски выветрится из организма не раньше чем через 24 часа. Конечно же, все эти расчеты очень приблизительны. И каждый организм требует индивидуального подхода. Но все же еще раз хотим напомнить о реальной опасности и угрозе для общества, которую несет нетрезвый водитель. А также водитель, что садится за руль, так сказать, с похмелья.
|