|
Алан Байтенов Казахстан потерял пять позиций в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства. Удивительно, но что же такого произошло, что рост, который не изменялся с 2008 года, вдруг остановился? Более того, мы начали пятиться назад. Еще в 2014 году Казахстан располагался на 28-м месте из 193 возможных. А вот теперь скатился на 33-е. Этого, кстати, не отражает ни один из официальных отчетов о результатах работы по реализации программы. Кто-то из экспертов связывает подобное с чрезвычайно частой сменой команды по усовершенствованию системы работы электронного правительства. К слову, за все это время главного ни один “состав игроков” осилить так и не смог - работа портала электронного правительства (точнее, сервисы), а также процесс получения ЭЦП все еще далеки от идеала. Отчего возникает законный вопрос: если мы с таким положением дел обошли более 160 стран (в рейтинге участвуют 193 страны), то неужели все так плохо у тех, кто оказался за нашей спиной?
Например, в России, которая потеряла согласно рейтингу целых восемь позиций и сегодня располагается на строчке под номером 35. Немного о рейтинге как таковом. Эксперты ОНН, это говорится в официальном отчете, оценивают три наиболее важных аспекта развития электронного правительства: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. То есть как эта система работает в комплексе. Да, то, что Казахстан сдал пять позиций, можно было бы объяснить невероятной прытью “конкурентов”. Вот, к примеру, Словения (21-е место в рейтинге) по сравнению с 2014 годом поднялась на целых двадцать позиций. Или вот Мальта - плюс десять и 30-я строчка. Но мы видим и общее снижение по основному индексу - 0,7283 в 2014 году и 0,7250 по данным на сегодня. В общем, эксперты видят картину по-своему - Казахстан сдал позиции. Конечно же, это падение на пять ступеней осталось незамеченным. Независимая оценка экспертов ООН очень неудобна, так как она противоречит официальным отчетам о развитии и работе программы. Кстати, электронное правительство сегодня больше необходимо самим чиновникам - им-то ведь работать гораздо проще именно в цифровом формате. Мы ничуть не удивлены таким положением дел, когда e-gov постепенно теряет в популярности. Да, в последнее время появилось множество действительно полезных сервисов. И здесь не только платежные шлюзы, но и всевозможные справки, лицензии и разрешения. Можно даже в детский сад ребенка устроить. Или вот реальное облегчение при работе с недвижимостью - в прошлом наиболее сложный и где-то даже опасный момент (арест, залог, регистрация и т.д.). Но работающие и полезные сервисы требуют, и это совершенно верно, наличие электронно-цифровой подписи (ЭЦП). И вот с ней-то и есть сложности, в которые, по сути, упираются многомиллионные в долларовом выражении вложения. В первую очередь - небольшой срок годности ЭЦП, ее необходимо обновлять каждый год. Да, конечно, если ты не пропустил момент истечения срока годности, ты можешь сделать это почти сразу же. А так необходимо пройти всю операцию с самого начала. Например, подать заявление на получение ЭЦП. И для этого действительно надо обладать серьезными навыками общения с компьютером. Сначала необходимо скачать инструкцию на 14 листах. Далее обновить пакет специальных программ, пройти все пункты установки и только после этого, конечно же, если повезет и система в этот день будет не сильно загружена, наконец, получить ту самую форму. Скажу сразу, сделать мне этого так и не удалось - потратив более трех часов, я так и не получил необходимого результата. Ну что же, наверное, это только у меня, наверное, это только я такой нетерпеливый. Остается один вариант - ЦОН. Там, безусловно, все сделают за тебя. Но ждать надо около двух дней. В этом, наверное, и есть главная причина столь низкой популярности сервисов электронного правительства - за эти два дня я успею решить все интересующие вопросы. А потом уже и расхочу получать ЭЦП. Кстати, это понимают и в государственных структурах - в некоторых загсах города Алматы, по всей видимости, для того, чтобы повысить популярность сервиса, желающих зарегистрировать свой брак порой вынуждают пользоваться именно электронным вариантом услуги подачи заявления о бракосочетании. Или, предположим, если хочешь получить адресную справку. Естественно, без ЭЦП это невозможно. Впрочем, если вспомнишь законы и укажешь на свое право подать заявления “по-старому”, тебе могут пойти на уступки. Так намного проще - всего пара “бумажных” документов и 10 минут времени.
|
Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев
|
Как решить один из главных вопросов, что, на наш взгляд, мягко говоря, не добавляет популярности сервисам электронного правительства, а именно - сделать максимально доступной ЭЦП? Наверное, подглядеть у бизнеса. Вот с деньгами, и это тоже очень интимный момент, вроде смогли решить - интернет-банкинг и собственно банки в интернете работают великолепно. Причем и взаимодействуют между собой, как говорится, будь здоров. А может, использовать “силу стартапов”? Тем более что министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев на днях, выступая с поздравительной речью на ежегодном фестивале мобильных приложений nFactorial Incubator Demo Day 2017, подчеркнул силу новых технологий и молодых специалистов. Параллельно он отметил необходимость создания международного парка IТ-стартапов. И все это будет работать в рамках программы “Цифровой Казахстан”, которую презентуют в деталях уже в сентябре. Напомним, что в Казахстане идея создания электронного правительства активно обсуждали с начала 2000-х годов. В 2004 году появился документ, в котором сформировали концепцию создания и развития этого проекта. Если коротко, то становление электронного правительства разделили на несколько этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и переход к информационному обществу. Сначала создали информационные системы и интернет-ресурсы госорганов, которые соединили в единую транспортную среду, собрали государственные базы данных по физическим и юридическим лицам, недвижимости и адресный регистр. Далее последовал этап создания системы единого цифрового документооборота между госорганами. Ну и для того, чтобы граждане могли “общаться” в режиме онлайн с органами исполнительной власти, создавали соответствующие ресурсы: портал е-правительства и платежный шлюз. Из этого запустили все. А вот на деле проект оказался не столь популярен - “бумага и ноги” порой все еще надежнее и быстрее.
|