Мадина Меирманова Традиционно основным ревизором деятельности правительства выступает глава государства. Вот и на этот раз, собрав Кабмин для анализа хода реализации третьей модернизации, президент раскритиковал чиновников
Модернизация 3.0, являющаяся логическим продолжением экономической политики Казахстана в последние четверть века, должна переформатировать экономику (и политику) страны на новый лад. Идея - обеспечение устойчивого роста в компании небедных стран. При этом Казахстан должен благодаря новым экономическим рычагам постараться выбраться из так называемой ловушки стран со средним доходом. Ловушкой среднего дохода называют экономическую ситуацию, когда государства застревают на достигнутом уровне на долгие-долгие годы. Экономисты отмечают, что период перехода из категории “бедных” развивающихся стран (с низким доходом) в категорию стран “средних” (от 1,036 тысячи долларов до 12,615 тысячи долларов) может быть быстрым (по меркам экономической истории), а вот процесс перехода в компанию стран развитых может растянуться на долгие десятилетия. И вот почему это происходит. Любое внедрение новшеств в экономическое развитие скудных экономик дает высокие результаты почти мгновенно. Допустим, построен один завод - сразу увеличивается ВВП страны, улучшается образование, это повышает экономический “выхлоп” в целом по причине роста конкурентоспособности трудовых ресурсов. Даже повышение зарплат и пенсий на несколько процентов для стран с низким уровнем дохода более ощутимо, нежели для более богатых государств.
Государствам со средним уровнем дохода гораздо тяжелее. В таких странах заработная плата растет и, как следствие, ценовая конкуренция в производстве промышленных товаров постоянно снижается. К тому же страны все еще не в состоянии конкурировать с развитыми экономиками в части инноваций и уровня квалификации кадров. Если государство в период перехода из “бедных” в “средние” сумело выстроить систему развития человеческого капитала с максимальным акцентом на будущий рост, то преодолеть вторую проблему можно гораздо быстрее (как это происходило в Корее и Японии). Так почему же это ловушка? Да потому, что перейти из этого состояния в группу стран с высоким уровнем дохода очень сложно. Для этого необходим не просто рост экономики, но существенное повышение доходов населения. А сделать это можно лишь тогда, когда и сам объем экономики увеличится в разы. Ученые-экономисты вывели даже формулу времени, необходимого для удвоения ВВП. Эта формула применима для стран, которые стремятся преодолеть ловушку и вывести свои экономики на более высокий уровень. Для этого 72 года надо разделить на ежегодные темпы экономического роста. В результате получаем количество лет, необходимых для удвоения ВВП. Так, если темпы роста экономики 10 и более процентов, то для удвоения ВВП потребуется 10 лет. А если темпы роста 2,5 процента (как прогнозируется Миннацэкономики Казахстана на текущий год), то перепрыгнуть сегодняшний средний доход наша страна сможет лишь через 28 лет. И это при том, что темпы роста будут стабильными. Именно для того, чтобы сократить срок перехода в разряд развитых стран мира, Нурсултан Назарбаев в каждом Послании народу Казахстана акцентирует внимание на необходимости формирования устойчивой тенденции роста экономики на уровне выше пяти процентов. Это позволит к 2050 году увеличить ВВП в четыре раза, при этом первое удвоение - достижение докризисных показателей. То есть уровня до момента падения цен на наши основные экспортные товары. И все это вкупе будет способствовать достижению главной цели - вхождению в число развитых стран мира.
Проекты и прожекты Общими проблемами, которые тормозят развитие стран и не дают вырваться из ловушки среднего дохода, считаются: низкий уровень инвестиций, медленный рост производства, слабая диверсификация промышленности и плохие условия на рынке труда. Президент неоднократно призывал правительство активнее работать с крупными потенциальными инвесторами. Мол, он, президент, ездит по странам, договаривается с транснациональными корпорациями прийти в Казахстан, а Кабмин потом не может с инвесторами детали обсудить - из кабинета в кабинет, из министерства в министерство их перенаправляет. И в результате, как сказал Назарбаев, “до сих пор ни один проект со стратегическим инвестором в этих отраслях не реализован”. “Ставилась задача привлечь минимум 10 транснациональных компаний в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода на мировые рынки. В прошлом году запущено всего три совместных проекта, реализованных компаниями “Тенарис”, “ЭФКО” и “Кока-кола”. При этом компания, выпускающая кока-колу, работает в стране еще с прошлого века”. “Каждый год об этом говорим. До сих пор ни один проект со стратегическим инвестором в этих отраслях не реализован. Создали специальную национальную компанию Kazakh Invest. Придали ей особый статус, во всех регионах создали представительства. Прошло полгода, где результаты?” - вопрошал президент правительство на совещании по вопросам деятельности Национальной комиссии по модернизации в Акорде. Из всех “якорных инвесторов” за последние два года в Казахстане активно трудятся лишь китайские компании. Еще один важный нюанс - модернизация сознания. Особенно у правоохранительных органов. Назарбаев заметил, что граждане в прежнем объеме засыпают администрацию президента жалобами на действие и бездействие полиции, а заодно на их слабую заинтересованность в досудебном урегулировании конфликтов. “Адвокаты и работники правоохранительных органов имеют недостаточную квалификацию. Процедуры по очевидным и малозначительным правонарушениям необходимо максимально упростить. Люди не должны месяцами ждать решений по простым делам. Решения судебных и правоохранительных органов должны быть лаконичными, ясными для понимания граждан”, - сказал глава государства. А заодно поручил полицейским более оперативно реагировать на экстренные ситуации. Добавив, что задачи по профилактике правонарушений перед полицейскими может ставить не только профильный министр, но и глава местного региона. Как-никак страна переходит на местное самоуправление.
Астана
|