|
Мадина Меирманова Привлечение инвестиций в страну - процесс сложный. Любой, имеющий деньги и желающий их преумножить, будет взвешивать массу факторов, прежде чем решится пойти на риск. Тем более что риски сегодня - это не только экономика, которая диктует политику, но и политика, которая “ставит подножку” экономике. И просчитать, куда повернет колесо инвестиционной фортуны, сегодня очень и очень сложно. Но еще сложнее каждой стране не просто привлечь инвестиции на свою территорию, а заманить их в нужные государству сферы. В Казахстане на эти цели направлены усилия практически всего госаппарата
Буквально полгода назад глава государства выразил недовольство тем, как госорганы работают с иностранными инвесторами. Мол, он, президент, летает по миру, зазывает в Казахстан крупные компании и корпорации, те приезжают, а их наши бастыки из кабинета в кабинет гоняют... Нурсултан Назарбаев вспоминал, как разговаривал с капитанами бизнеса в Саудовской Аравии, в Эмиратах, Южной Корее, Японии. “Все самые крупные бизнесмены этих стран всегда с большой заинтересованностью говорят о Казахстане. Когда же они приезжают сюда, не с кем встречаться. Они приезжают и говорят: “Где наши дети будут учиться? Где будем лечиться?” - возмущался президент. Добавляя, что условия для бизнеса - это не только льготы и преференции, это еще и элементарная “бытовая” инфраструктура. Но начнем с другого. С того, как вообще проходит процесс привлечения инвестиций. Делается это на нескольких уровнях. Крупные компании и транснациональные корпорации - это “вишенка на торте”. С ними разговаривают на самом высоком уровне. Они могут привести в страну инвестиции в миллиарды долларов, а также новые технологии и производства. И именно про них и говорил глава государства. Есть еще политический вопрос: в некоторых странах о приходе их компаний приходится вести диалог не напрямую с бизнесом, а с первыми лицами государства.
Как, например, в случае с Китаем, где два лидера договорились об открытии на территории Казахстана более 50 крупных проектов китайской промышленности. Порой за отечественных бизнесменов просят и сами президенты: мол, хотят наши прийти в Казахстан, окажите милость - впустите. Здесь уже можно торговаться: мы не хотим больше инвестиций в нефть, мы хотим инвестиции в зерно. Недаром каждый год Совет иностранных инвесторов при президенте бывает посвящен определенным тематикам: образованию, сельскому хозяйству, “зеленым” технологиям. Крупным инвесторам, которым проекты важны в размерах всей страны, представляется этакая контурная карта: что государству нужно и где можно получить преференции, если вложить туда инвестиции. Второй уровень более низкий. Здесь уже подключаются иностранные посольства и нацкомпания Kazakh Invest, которая от имени правительства выступает в роли единого переговорщика и единого центра по созданию и укреплению отношений с международным инвестиционным сообществом. В функции компании входят разработка инвестиционных проектов и перечня проектов требующих инвестиций, а также привлечение целевых инвесторов. По сути, это рекламная брошюра инвестиционных возможностей Казахстана, которая должна рассказать “имеющим деньги” о том, в какую экономическую сторону развивается Казахстан, какие льготы предоставляются инвесторам в той или иной сфере, имеются ли кадровый потенциал и политическая стабильность. В общем, расписать все так, чтобы инвестор захотел лично прилететь посмотреть-пощупать почву. Есть еще один уровень. И находится он в регионах. По идее, которую давно пропагандирует Нурсултан Назарбаев, каждый регион должен, двигаясь, разумеется, в русле общей госполитики, привлекать инвесторов на свою территорию самостоятельно - искать бизнес-партнеров. И здесь речь не идет уже о крупном бизнесе, скорее, ориентир берется на иностранного инвестора средней руки. С весны этого года помогать акимам в процессе привлечения инвесторов в области уполномочены региональные представители Kazakh Invest. То есть они поставлены расписывать привлекательность регионов перед всеми инвесторами: от крупных до самых незначительных. Однажды в одной из не самых богатых европейских стран удалось пообщаться с представителями так называемого МСБ из сферы сельского хозяйства. И они выразили полную готовность зайти в Казахстан со своими технологиями переработки мясной продукции. Мелочь, и миллионов долларов немного (некоторые проекты и до миллиона еле дотягивают), но для регионов такие мини-предприятия, выпускающие качественную продукцию по самым новым технологиям да еще отправляющие ее на экспорт, - отличный показатель. Площадка ЭКСПО - отличное место для поиска инвестпартнеров. Многочисленные туристы не видят бурной деловой жизни, которая разворачивается за ширмами павильонов. Например, пару недель назад итальянские компании презентовали свои технологические возможности в сфере “зеленых” технологий, в конце июля между Kazakh Invest и итальянской компанией Bionet SrL был подписан меморандум “о взаимопонимании”. Итальянская сторона намерена вложить в производство биоэнергии в Казахстане 45 миллионов евро, и Kazakh Invest будет помогать ей искать партнеров на территории нашей страны - начиная от бизнесменов и заканчивая итоговыми переговорами с госструктурами. Пока одни ищут деньги в Казахстане, другие создают удобные условия работы. Например, создают единое окно на таможне, которое позволит ускорить процесс пересечения границы грузами. Казалось бы, мелочь, но для общего инвестклимата такие мелкие детали, как отсутствие “бумагомарательства”, - это большая галочка в списке комфортности. Сокращение количества документов и процедур, связанных с таможенной и налоговой службами, службой экономического расследования, - это один из индикаторов рейтинга Всемирного банка Doing Business. В последнем отчете ВБ наша страна в этом рейтинге заняла 35-ю позицию, подпрыгнув сразу на 16 пунктов: в прошлом году мы занимали лишь 51-е место. И, кстати, Казахстан в этом рейтинге был отмечен как лучший реформатор в четвертый раз за последние 12 лет. Например, Казахстан вошел в первую тройку стран рейтинга по индикатору “Защита миноритарных инвесторов”, заняв 3-е место. Вот еще из инвестиционного климата - по индикатору “Получение разрешений на строительство” мы упростили процедуры выдачи разрешений на строительство, отменив требование о проведении топографической съемки земельного участка, поднявшись на 22-е место. А при подключении к электросетям сократили срок выдачи техусловий на подключение с 14 до 5 дней и заменили необходимость получения разрешения на строительно-монтажные работы на уведомление. Мелочь. Но эта бюрократическо-административная мелочь является индикатором для тех, кто хочет работать в Казахстане, приводя сюда свои деньги и технологии. В сферах, развитие которых государство объявляет приоритетным.
Астана |