|
Юлиана Жихорь
21 миллиард долларов на три года - такова стоимость превентивных мер по недопущению коллапса в отечественной экономике. Антикризисной программой правительство намерено поддержать (хоть и незначительный) рост ВВП в течение мировых финансовых проблем
Как традиционно бывает в Казахстане, первым о стабилизационных мерах рассказал президент. Причем известил он не народ, а отечественных инвесторов, собравшихся в Ак Орде на экстренный совет.
Как выяснилось, крупный бизнес Казахстана может предложить стране лишь свои слезы об упущенной выгоде и тонкие намеки на “подайте нам, бедным”. Так, глава Ассоциации финансистов Серик Аханов, выступая перед президентом, озвучил 4 проблемы. Якобы предложения ассоциации заключались в уже провозглашенных правительством мерах и целях, виртуозно переплетаясь с просьбами “снизить ставки”, “продлить сроки депозитов”, “предоставить льготы” и “прямую финансовую помощь правительства”.
Президент, выслушав безнесменов-просителей, сообщил: “Что сможем - дадим”. На наших условиях под ваши гарантии. В остальном, господа хорошие, не наглейте. Например, сообщая о выделении дополнительных 3 миллиардов долларов на решение проблем жилищного строительства и ипотечного кредитования, Нурсултан Назарбаев заметил: “Надо обеспечить населению доступную ипотеку и нормальную приемлемую цену на жилье... Цены окончательные будут не те, которые хотели бы вы (строительные компании. -
“НП”) получить... Это время ушло... Если вы согласны, пожалуйста, мы помогаем. Если не согласны, я думаю, вас ждет банкротство”.
Президент даже озвучил цифры стоимости жилья: в Алматы - 1000 долларов за квадратный метр, в Астане - 700-800 долларов. Однако спустя полчаса после заявления пресс-служба Ак Орды настоятельно попросила все СМИ “вымарать” цифры. Как стало известно из кулуарных источников, сделано это было по просьбам строительных компаний, которые надеялись все же умаслить президента и поднять потолок цен еще хотя бы на полтысячи. Видимо, им это все же удалось, поскольку в антикризисную программу включены данные цифры лишь в рамках покупки 1350 квартир в Астане и 500 квартир в Алматы фондом национального благосостояния “СамрукКазына”.
Антикризисная программа Кабмина состоит из пяти разделов и стоит 2,2 триллиона тенге (21 миллиард долларов), или почти 20 процентов от ВВП страны. (Для сравнения: антикризисная программа КНР стоит 595 миллиардов долларов. Власти США борьбу с финансовым кризисом оценивают в 4 триллиона 280 миллиардов долларов. Стоимость анонсированных российским правительством антикризисных мер превысила 3,7 триллиона рублей, или 8,5 процента ВВП.)
Первое важное направление стабилизационных мер -
обеспечение устойчивости финансового сектора - будет реализовано за счет выкупа акций 4 системообразующих банков (на эти цели направлено 4 миллиарда долларов, или 480 миллиардов тенге) и за счет дополнительных источников ликвидности.
В частности, планируется, что за счет снижения минимальных резервных требований для банков по внутренним обязательствам с 5 до 2 процентов, по иным обязательствам с 7 до 3 процентов, будет высвобождено порядка 350 миллиардов тенге.
Кстати, Национальный банк объявил, что расширяет перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо (продажа корпоративных ценных бумаг с правом последующего выкупа через определенный срок по заранее фиксированной цене).
Фонд стрессовых активов (ФСА) будет капитализирован до 1 миллиарда долларов и займется выкупом части банковских займов. (Ассоциация финансистов предложила правительству, чтобы в первую очередь ФСА обратил внимание на земельные участки. “Потому что это самый проблемный актив, - заявил Серик Аханов, выступая перед президентом. - И если мы высвободим средства для завершения начатых объектов, это позволит нам влить дополнительную ликвидность в рынок недвижимости. И, самое главное, консолидировать в руках государства земельные участки. И будущие градостроительные задачи будут находиться под прямым управлением государства”.)
Решение проблем на рынке недвижимости занимает второе место в программе и второе по масштабам финансирования. В частности, планируется запустить специальную программу ипотечного кредитования стоимостью 5 миллиардов долларов (3 миллиарда привлекут из Нацфонда, 2 миллиарда - из средств накопительных пенсионных фондов). Оператор программы фонд “СамрукКазына” откроет кредитные линии в банках на 15 лет по льготной ставке, а БВУ будут выдавать ипотечные кредиты под 10,5-12,5 процента сроком до 15 лет. Так, кредиты приобретающим жилье в строящихся объектах в Алматы и Астане будут выдаваться под 10,5 процента годовых.
Кроме того, планируется рефинансировать ипотечные займы, выданные в течение последних трех лет на жилье площадью не более 120 квадратных метров, которое является единственным для семьи. Ставка для заемщика будет снижена до 12,5 процента годовых. На аналогичное жилье, купленное в последние 4 года работниками социальной и бюджетной сфер, ставка не превысит 10,5 процента.
На
финансирование малого и среднего бизнеса в будущем году будет дополнительно выделен 1 миллиард долларов, из которых 70 процентов направятся на рефинансирование текущих проектов и 30 - на реализацию новых. Кроме того, лимит выделяемых фондом “СамрукКазына” на финансирование одного проекта средств будет увеличен с 3 до 5 миллионов долларов. Заодно Кабмин снизит банковские ставки вознаграждения для МСБ до 14 процентов.
Четвертое направление - АПК, куда в течение трех лет из госбюджета вольется 350 миллиардов тенге и из Нацфонда (через холдинг “КазАгро”) один миллиард долларов. Еще один дополнительный миллиард будет направлен на
реализацию прорывных инновационных индустриальных и инфраструктурных проектов. На эти цели, как говорится в программе, в следующем году правительство планирует также привлечь еще 3 миллиарда долларов иностранных инвестиций по линии фонда “СамрукКазына”.
Правительство всячески пыталось уверить, что этих средств будет достаточно для “ровного” развития экономики в ближайшие три года. Но, как сказал Карим Масимов, “этот план - не догма. Он будет меняться вместе с тем, как будет меняться ситуация в мире, в глобальной экономике и внутри страны”.
Астана
Сегодняшняя экономическая ситуация интересна тем, что она не только проверяет на прочность финансовые институты и схемы. Она позволяет иначе взглянуть на святая святых - общественно-политические формации и государственное устройство в целом.
Что мы имеем сегодня? Два полюса, два самостоятельных вектора развития - западный или англосаксонский, культивируемый в США и Европе, и восточный, успешно эксплуатируемый в Китайской Народной Республике.
Первый формировался на протяжении последних полутора сотен лет и до недавнего времени считался неприкосновенной священной коровой, где во главу угла ставили рынок и его механизмы. Имя его хорошо известно - капитализм. Тот самый - “махровый” и циничный, который в советском сознании долгое время отождествлялся с самым суровым пороком. И который мы безоговорочно приняли и слепо развивали последние годы.
Второй уходит своими корнями в известный нам социализм и плановую экономику под указующим и руководящим перстом партии власти, в данном случае - Компартии Китая.
И вот теперь перед лицом глобальных финансовых потрясений обе системы пытаются сохранить жизнеспособность, языком биологии - мимикрируют, ищут варианты синтеза и обмена веществ. Прежний буржуазный мир вдруг отказался от чисто рыночного характера экономики, возможно, осознав несостоятельность прежних воззрений, и ухватился за спасительную соломину капитализма под контролем государства. Тут можно даже говорить о появлении нового понятия - государственного капитализма. Хотя люди искушенные тут же меня поправят и напомнят о том, что нечто подобное уже было на разных стадиях социализма и именовалось плановой экономикой. И вот сегодня под контроль государства - даже в развитых странах с биржевой, рыночной экономикой - переходят такие жизненно важные сферы, как продовольственная, энергетическая, финансовая безопасность.
Экономику упомянутой выше Поднебесной мировое финансовое потрясение задело не столь радикально именно в силу планового ее характера.
И сегодня перед относительно стабильными постсоветскими странами (назовем их странами с зарождающейся экономикой) со всей очевидностью встает проблема выбора: какой путь избрать - государственный капитализм или социализм?
Весьма жизнеспособной выглядит нечто среднее между ними. Тот же государственный капитализм, но под руководством партии - как политического института, способного не только формулировать доктрины и нацпроекты, но и консолидировать стремления всех созидательных сил в государстве. При таком раскладе партия представляется ни чем иным, как мегаклубом из представителей политической, финансовой, экономической, гуманитарной - любой другой элиты общества. Сегодня это может быть одна партия, завтра третья или четвертая. Но важно здесь то, что содержание идеологии правящей партии не представляется таким уж важным, а первостепенное значение приобретают именно интересы общества. |