|
Константин Маскаев В Астане заговорили о попытке создать универсального полицейского “новой формации”: честного, юридически грамотного, технически подкованного и оснащенного. Говорить о появлении “киберкопа” пока рано. Но за тенденцией угадывается стремление вернуть полицейскому авторитет и статус стража закона и порядка
Вначале, как многие помнят, это был эксперимент. Четыре года назад универсальных полицейских отправили на улицы Жамбыла и Павлодара, заменив ими обычных “гаишников” и патрульных. В одном из этих городов за отчетный период полицейские успели обслужить на 48 процентов вызовов больше, чем за те же месяцы предыдущего года, на 35 процентов больше задержали по горячим следам, в два раза больше оказалось и тех, кого наказали за распитие спиртного в общественных местах. А вот успехи в части охраны ПДД оказались не столь впечатляющими: количество выявленных нарушений увеличилось лишь на пять процентов. Число ДТП уменьшилось на 9 процентов. Но столь скромный успех выявленных нарушений, можно догадаться, связан с числом составленных протоколов, а не с реально имевшими место нарушениями. Сколько их прошло, мягко говоря, минуя протокол, неизвестно. Но таковы наши полицейские, как на них ни воздействуй: сговорчивы и отходчивы. Тем не менее эксперимент признали успешным и внедрили по всей стране. Параллельно начали готовить кадры для универсальной службы, предъявляя к кандидатуре универсального полицейского повышенные требования. В частности, личный состав прошел углубленные трехмесячные курсы по изучению ПДД, вождению и технической части автомобиля.
К слову, у многих до сих пор остается впечатление, что патрулирующие улицы городов полицейские в автомобилях следят только за соблюдением ПДД. По задумке же функции такого патруля шире. Экипаж патрульной полиции должен состоять минимум из двух человек, но чаще всего их трое. Один из них - сотрудник бывшей дорожной полиции, второй - патрульной. И водитель-полицейский, который в зависимости от своей прежней специализации тоже может оказаться полезен на опасной и трудной службине. И по задумке авторов идеи в процессе работы полицейские должны обмениваться опытом и дополнять друг друга. Таким образом их правильнее было бы называть экипажем полиции общественной безопасности, поскольку этот мобильный пост должен и нарушение ПДД зафиксировать, и вовремя пресечь административное правонарушение среди обычных граждан, не являющихся участниками дорожного движения, и оперативно среагировать, например, на ориентировку по задержанию уголовного преступника, или остановить нетрезвый бытовой дебош. Нет секрета в том, что в Казахстане попытались скопировать “грузинское полицейское чудо”. Весь постсоветский мир в свое время пребывал под впечатлением радикальной реформы полиции, которую инициировал тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили. Погрязший в коррупции и опутанный родственными и клановыми связями личный состав полиции был уволен. Вместо них постепенно набрали незапятнанных и воодушевленных ребят, которым пообещали в обмен на усердие и лояльность престижную высокооплачиваемую работу. Полицию Грузии составили из двух подразделений: патрульной полиции и криминальной полиции. Контроль за дорожным движением, борьба с нарушителями и охрана общественного порядка - на патрульных. Криминальная полиция занимается расследованиями преступлений. В патруле же двое полицейских, но их постоянно меняют между экипажами, чтобы избежать сговора ради коррупции. Эксперты согласны, что именно реформа автоинспекции принесла Грузии наибольший эффект, поскольку благодаря ей с дорог фактически исчезло понятие “развести нарушение”. В Казахстане на заре реформы министр МВД Касымов обещал, что превращение сотрудника МВД в универсального полицейского скажется на его благосостоянии. “Универсальный полицейский - это офицер с большой зарплатой, но и с большим спросом с него”, - говорил министр, для которого была очевидной связь повышения благосостояния сотрудника со снижением коррупции в правоохранительных органах. Полицейским запретили прятаться в кустах да на “хлебных” местах, а обязали выявлять нарушения, находясь в движении в общем потоке. В остальном в работе этого мобильного поста ничего не изменилось: выявил нарушение, остановил и в рамках правового реагирования составил протокол. Как ни крути, работа патрульных полицейских в большей степени напоминает работу дорожного полицейского. В деле же противостояния уличной преступности они не всегда столь эффективны. Трагический случай с алматинским стрелком Куликбаевым, конечно, событие из ряда вон. Тем не менее несколько патрульных экипажей, к сожалению, проиграли эту битву, поскольку оказались не готовы к такому повороту событий, хотя, будь у них опыт и дух, могли предотвратить развитие событий еще в самом начале. В то же время полицейское начальство приводит пример, как универсальные полицейские накануне задержали Mercedes с находившимися в нем тремя угонщиками и налетчиками. На них обратил внимание бывший сотрудник дорожной полиции. Если бы не он, возможно, цепь преступлений оставалась бы не раскрыта и поныне. В машине же нашли украденные вещи, травматический пистолет и нож. И самих гоп-стоперов на глазах у изумленных горожан положили подбородками на асфальт. Тут - прямо как в кино. В том самом кино, где еще обитают честные неподкупные стражи дорог в погонах. В жизни все несколько прозаичнее и, увы, не так симпатично, поскольку сотрудники патрульной полиции местами как были, так и остались теми же людьми со своими старыми привычками. И тяге к наживе. Это следует и из личного опыта, и из озабоченности, которую проявляют в надзорных органах. Но на этой неделе, как мы говорили выше, руководитель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Багдат Мусин заговорил о необходимости положительного изменения облика полицейского. Ратует он за такую их трансформацию, которая позволит говорить о появлении в Казахстане полицейских нового формата! Уже неделю в столице тестируют систему е-штрафов на дорогах. Систему разработали в комитете, она поможет избавить сотрудника дорожной полиции от заполнения бумажного протокола и последующей волокиты с ним (передача протоколов в отдел административной практики, где также руками выписанные протоколы вносят в базу данных). Теперь же полицейских снабдили планшетами, которые через интернет связаны с государственными базами данных. По словам Мусина, система работает отлично: якобы и полицейские, и нарушители ПДД “положительно и позитивно” воспринимают новшество. Но хотя бы один плюс налицо: сотрудник полиции может получить все необходимые данные о водителе (информация об угоне, повторных нарушениях, судимости и так далее) одним запросом по ИИН. Вскоре при помощи планшета также смогут проверять наличие техосмотра и страхового полиса. От водителя будет нужно только удостоверение на право управления транспортным средством, то есть водительские права. Мусин видит в этом начало большого проекта. Он верит, что работа с планшетами “вместо кучи бумажек” повлияет и на восприятие обществом правоохранительной системы, и на стремление полицейского сосредоточиться на выявлении и пресечении нарушений. |