|
Алла Иванилова Вчера в сенате пытались совершенствовать законодательство по вопросам противодействия коррупции. Среди предлагаемых мер есть и весьма радикальные. Например, ввести принцип презумпции вины в случае обвинения госслужащего в этических правонарушениях, которые вызывают наибольшую критику со стороны населения, - использование служебного автотранспорта в личных целях, грубость в обращении с гражданами и коллегами, управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения
По данным комитета по правовой статистике и учетам Генеральной прокуратуры в 2016 году количество лиц, осужденных за коррупционные преступления, составило 910 человек, из них служащих центральных государственных органов - 520, местных исполнительных органов - 238, иных - 152. Среди самых коррумпированных госорганов - Министерство внутренних дел, причем большинство - сотрудники подразделений административной полиции, Министерство юстиции - в частности, сфера уголовно-исполнительной системы, Министерство финансов - органы государственных доходов, где уровень коррупции на протяжении двух лет остается неизменным, и замыкает четверку Министерство обороны. В местных исполнительных органах удалось снизить “мздоимство” в сферах культуры, здравоохранения, социальной защиты, финансов, предпринимательства. Основная часть попавшихся на взятках служащих местных органов власти - это работники организаций образования и аппаратов акимов. Причем в сфере деятельности организаций образования больше всего коррупции подвержены служащие дошкольных учреждений. Выступивший вчера перед сенаторами заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев рассказал, какие меры предлагает ведомство, чтобы искоренить коррупцию в стране. В частности, предлагается законодательно закрепить персональную дисциплинарную ответственность непосредственных руководителей за совершение подчиненными коррупционных правонарушений, должностных лиц квазигосударственного сектора за оказание неправомерного предпочтения или явного воспрепятствования в реализации прав граждан и предпринимателей. Одна из мер - восстановить институт обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Такой институт существовал до 2015 года, и на его содержание ежегодно выделялось до одного миллиарда тенге, однако эффективности в антикоррупционных экспертизах, которые штамповались все как по шаблону, не было, в этой связи “лавочку прикрыли”. Сегодня такая экспертиза проводится в рамках научной, но, как считают в агентстве, не расширенно. Между тем ежегодно принимается свыше 10 тысяч нормативно-правовых актов в стране. Однако депутаты ставят под сомнение данную инициативу. Если вновь проводить отдельно антикоррупционную экспертизу, то с тем условием, что эксперты тоже будут нести ответственность, причем, как отметила председатель комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Дарига Назарбаева, “они должны отвечать за свою подпись деньгами, штрафами “драконовскими”. Кроме того, предлагается разработать и принять закон “О закупках”, регламентирующий закупки в квазигосударственном секторе. Сегодня там зарегистрировано 55 процентов коррупционных правонарушений, и совершены они именно в сфере закупок. При этом их объем, по оценкам экспертов, в 6-8 раз превышает государственные закупки. Также агентство выступает за то, чтобы отнести отдельные категории работников квазигосударственного сектора (руководители структурных подразделений, бухгалтера, юристы и иные лица, связанные с закупками, реализацией программ и материально-финансовыми ресурсами) к субъектам коррупционных правонарушений. Чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо перевести отдельные составы уголовных преступлений, предусматривающих причинение ущерба в особо крупном размере, в перечень коррупционных. Также согласно международной практике, которая себя зарекомендовала, законодательно урегулировать институт лоббизма. Соответствующий закон уже разрабатывался в Казахстане, но так и не был принят. Сегодня, как считают в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции, время настало. Помимо этого предлагается рассмотреть возможность введения принципа презумпции вины в случаях обвинения госслужащего за этическое нарушение. А также перевести отдельные составы этических нарушений, которые вызывают наибольшую критику со стороны населения - использование служебного автотранспорта в личных целях, грубость в обращении с гражданами и коллегами, управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, а также нахождение госслужащего в общественном месте в нетрезвом виде, в разряд поступков, дискредитирующих госслужбу. Таким образом, это усилит ответственность и повлечет такие последствия, как ограничение на продвижение, а в случае увольнения - запрет на повторное поступление на государственную службу. В части организационных мер предлагается улучшить социальное обеспечение государственных служащих, но предварительно сократить госаппарат, оставив самых достойных. Учитывая, как в регионах “любят” встречать комиссии из Астаны и одаривать их подарками, в составе расходов на содержание государственных органов предусмотрена подпрограмма “Представительские расходы”. А чтобы в умах подрастающего поколения закрепить, что “мзду брать нельзя”, предлагается ввести в вузах обязательную дисциплину “Основы антикоррупционной культуры”.
По данным Международного валютного фонда, из-за коррупции мировой ВВП ежегодно теряет около двух процентов, что эквивалентно 1,5-2 триллионам долларов. Если провести аналогичные расчеты на примере Казахстана, то ежегодные потенциальные потери составляют около 3,8 миллиарда долларов.
Астана |