|
Юлиана Жихорь Хорошим текстилем, а также овощами и фруктами? Во время визита узбекского президента Шавката Мирзиеева в Астану между нашими странами и компаниями были заключены контракты почти на миллиард долларов. Узбекистан пообещал обеспечить Казахстан овощами-фруктами и буквально “завалить” нас своей текстильной и плодоовощной продукцией. Но насколько реальны эти соседские амбиции?
Во время казахстанско-узбекского бизнес-форума министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Элер Ганиев сообщил, что его страна готова ежегодно поставлять нам на 1-1,2 миллиарда долларов плодоовощной продукции и на 1,5 миллиарда - текстильной. Цифры весьма впечатляющие, если учесть, что сегодня Узбекистан экспортирует и текстиля, и плодоовощной продукции на два с небольшим миллиарда (по миллиарду на каждую позицию). Но учитывая, что и этих показателей страна достигла за сравнительно короткий срок, это заявление выглядит правдоподобно.
Легкая промышленность - это так по-узбекски Текстильная промышленность - традиционная отрасль экономики Узбекистана. Сегодня республика входит в пятерку государств, мировых лидеров по объему экспорта хлопкового волокна. Но в последнее десятилетие Ташкент сделал поворот в сторону диверсификации отрасли, сокращая площади посевов хлопчатника и активнее развивая переработку и выпуск готового текстиля. Ташкент сделал акцент на переработку сырья внутри страны. В результате за последние два десятилетия удалось увеличить объем экспорта текстиля с семи миллионов долларов до 1,1 миллиарда. Основные инвесторы в отрасль - Германия, Италия, Южная Корея, Турция, США, Индия, Япония, Швейцария, Великобритания, Австрия, вложившие в общей сложности свыше 2,5 миллиарда долларов. Было создано свыше 200 современных предприятий, реализовано более 50 проектов по производству готовых изделий мощностью более 100 миллионов единиц изделий в год. При этом продукция узбекской легкой промышленности ориентирована в первую очередь на западного потребителя. Сегодня Узбекистан экспортирует ее более чем в 50 стран. Среди товаров продукция домашнего текстиля, детские товары, одежда, головные уборы и обувь для мужчин и женщин - всего около тысячи наименований. Учитывая подобные объемы и рост отрасли, вполне возможно, что узбекский текстиль может составить достойную конкуренцию китайским товарам и на нашем рынке. По крайней мере, соотношение цена - качество здесь будет явно более выигрышным, нежели ширпотреб из КНР. Более того, напористая политика Ташкента по завоеванию внешних рынков может окончательно поставить крест и на отечественном, казахстанском, легпроме. В прошлом году наша легкая промышленность потеряла почти треть активных предприятий - было их 79, а стало 58. А фактический объем выпуска продукции сократился на один процент. Причем это происходило на фоне увеличения ее стоимости - за год объем производства в легкой промышленности в денежном выражении “вырос” на 12 процентов. В том числе и за счет удорожания сырья. По сути, борьбу за рынок, в том числе внутренний, Казахстан уже проиграл. И открыто это признает. Правительство, видимо, осознало бесперспективность развития данной сферы. А потому в прогнозе социально-экономического развития на 2017-2021 годы говорится лишь о работе по продвижению товаров казахстанского легпрома. То есть тех видов, которые еще есть. И, судя по всему, остаться на рынке смогут лишь единицы из них.
А как же свое производство? Несколько иная ситуация у нас сложилась в агропромышленном комплексе. Узбекистан хочет поставлять нам овощи-фрукты, как мы сказали, аж на миллиард долларов. Это рост почти в три раза по сравнению с 2016 годом. Как сообщил председатель правления холдинга “Узбекозиковкатхолдинг” О.Рустамов, в прошлом году узбекскими предприятиями было отгружено более полумиллиона тонн свежей и сушеной продукции на 307 миллионов долларов, а также переработанной плодоовощной продукции, включая соки, джемы, консервированные напитки, на четыре миллиона долларов. А в нынешнем году ожидается отгрузка свежей плодоовощной продукции уже на сумму 410 миллионов, а переработанной - на пять миллионов долларов. А экспортный потенциал сельхозотрасли Узбекистана еще выше - в стране производится около 20 миллионов тонн плодоовощной продукции в год. При этом правительство намерено увеличить эти объемы в два раза в ближайшие три года. Экспортируется же эта продукция в 80 стран мира, а крупнейшим ее потребителем является традиционно Россия. Что касается нашего рынка, то для Ташкента он может стать неисчерпаемым. Если, конечно, казахстанские власти этого захотят. В прошлом году, согласно данным комитета по статистике, в Казахстане собрано чуть более 380 миллионов тонн овощей, бахчевых и корнеплодов. Из них лишь 1,5 миллиона тонн овощей - плодов закрытого и открытого грунта. Фруктов и ягод в стране выращено 102,6 тонны и 19 тонн соответственно. Так и хочется добавить - всего... Естественно, что при таком объеме внутреннего производства нам без импортных поставок не обойтись. Однако предлагаемые цены на узбекскую продукцию высоки настолько, как будто выращивается она не в Узбекистане, а в пустыне Сахара на самой дорогой в мире воде. А потому что везут ее в Казахстан самым дорогим видом транспорта - самолетами и растаможивают по самым высоким пошлинам. В общем, никакого плюса от наличия буквально под боком дешевого производителя фруктов и овощей Казахстан не наблюдает. За исключением разве что наличия этих самых дорогущих фруктов-овощей на прилавках. Уже много лет наши власти констатируют сезонный рост цен на плодоовощную продукцию (причем этот рост приходится именно на тот сезон, когда эта продукция и созревает). И обвиняют во всем перекупщиков, чья “дилерская сеть” вырастает до столь масштабных размеров, что увеличивает “казахстанскую маржу” в сотню раз от закупочной цены на границе. Есть еще один нюанс. Казахстанские бизнесмены частенько перепродают узбекские фрукты в третьи страны под видом “сделано в Казахстане”: дешевая продукция соседей переупаковывается по международным стандартам и продается в ту же Россию. При этом даже с учетом транспортировки и манипуляций с тарой прибыль бизнеса оказывается достаточно высокой, поскольку в этой цепочке количество посредников минимальное. Вот и получается, что казахстанский рынок, который должен быть завален дешевой узбекской растительностью, де-факто снабжается ею по остаточному принципу. Но в правительстве так активно грешат на посредников, что создается ощущение, что эта “фруктовая мафия” тянет свои щупальца именно сверху. В этом случае возникает один немаловажный вопрос: если Узбекистан увеличит поставки в Казахстан плодоовощной продукции, то насколько это действительно удешевит продукцию на отечественных рынках? Ведь при продолжении подобной сегодняшней политики выгоду от увеличения экспортных поставок получат бюджет (рост ввозных пошлин) и бизнес, перепродающий узбекские овощи под казахстанским брендом. Но никак не местные потребители, то есть мы с вами. С другой стороны, увеличение количества узбекских товаров на наших рынках сделает неконкурентоспособной нашу местную продукцию. Хотя бы потому, что себестоимость товаров местного производства (особенно выращенных в закрытом грунте) существенно выше. Кроме того, не следует забывать и об отсутствии (пока) в стране ранних сортов фруктов и овощей, традиционно поставляемых к нам из южных стран. В случае потери конкурентоспособности казахстанский агропром грозит высвободить огромное количество занятых сегодня рабочих рук. Равно как и в случае, если возьмет, наконец, под контроль (действительно контроль, а не риторическое констатирование) систему поставок на рынки импортной продукции, то есть устранит или хотя бы минимизирует систему посредников. Государство, намереваясь увеличивать товарооборот с Узбекистаном, должно учитывать эти моменты. С одной стороны, впуская на свой рынок дешевые узбекские фрукты, обязано найти баланс для развития собственного плодоовощного комплекса. С другой - обеспечить действительно внутреннее потребление, а не транзитный переток, поскольку это существенным образом отражается на уровне благосостояния населения. Возможно, для этого будет создана очередная государственная компания, которая и станет следить за всем процессом обеспечения овощами и фруктами. Кстати, транзитную проблему можно было бы решить развитием перерабатывающих производств в южных регионах страны, которые бы работали на дешевом узбекском плодоовощном сырье. Тогда и отечественное производство бы развивалось, и продукция под нашим брендом была действительно нашей продукцией. В общем, проблемы с ростом дружеских связей Астаны и Ташкента растут едва ли не пропорционально росту соседского экспорта. Пока же ясно одно. Если не взять под контроль этот экспорт плодоовощной продукции и текстиля, Казахстан может окончательно лишиться как легкой промышленности, так и собственных овощей и фруктов. По причине банального отсутствия конкурентоспособности.
Астана |