ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Узбекистан нас “завалит” События

Юлиана Жихорь
Хорошим текстилем, а также овощами и фруктами?
Во время визита узбекского президента Шавката Мирзиеева в Астану между нашими странами и компаниями были заключены контракты почти на миллиард долларов. Узбекистан пообещал обеспечить Казахстан овощами-фруктами и буквально “завалить” нас своей текстильной и плодоовощной продукцией. Но насколько реальны эти соседские амбиции?

 

Во время казахстанско-узбекского бизнес-форума министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Элер Ганиев сообщил, что его страна готова ежегодно поставлять нам на 1-1,2 миллиарда долларов плодоовощной продукции и на 1,5 миллиарда - текстильной.
Цифры весьма впечатляющие, если учесть, что сегодня Узбекистан экспортирует и текстиля, и плодоовощной продукции на два с небольшим миллиарда (по миллиарду на каждую позицию). Но учитывая, что и этих показателей страна достигла за сравнительно короткий срок, это заявление выглядит правдоподобно.

 

Легкая
промышленность - это так
по-узбекски
Текстильная промышленность - традиционная отрасль экономики Узбекистана. Сегодня республика входит в пятерку государств, мировых лидеров по объему экспорта хлопкового волокна.
Но в последнее десятилетие Ташкент сделал поворот в сторону диверсификации отрасли, сокращая площади посевов хлопчатника и активнее развивая переработку и выпуск готового текстиля. Ташкент сделал акцент на переработку сырья внутри страны. В результате за последние два десятилетия удалось увеличить объем экспорта текстиля с семи миллионов долларов до 1,1 миллиарда.
Основные инвесторы в отрасль - Германия, Италия, Южная Корея, Турция, США, Индия, Япония, Швейцария, Великобритания, Австрия, вложившие в общей сложности свыше 2,5 миллиарда долларов. Было создано свыше 200 современных предприятий, реализовано более 50 проектов по производству готовых изделий мощностью более 100 миллионов единиц изделий в год.
При этом продукция узбекской легкой промышленности ориентирована в первую очередь на западного потребителя. Сегодня Узбекистан экспортирует ее более чем в 50 стран. Среди товаров продукция домашнего текстиля, детские товары, одежда, головные уборы и обувь для мужчин и женщин - всего около тысячи наименований.
Учитывая подобные объемы и рост отрасли, вполне возможно, что узбекский текстиль может составить достойную конкуренцию китайским товарам и на нашем рынке. По крайней мере, соотношение цена - качество здесь будет явно более выигрышным, нежели ширпотреб из КНР.
Более того, напористая политика Ташкента по завоеванию внешних рынков может окончательно поставить крест и на отечественном, казахстанском, легпроме. В прошлом году наша легкая промышленность потеряла почти треть активных предприятий - было их 79, а стало 58. А фактический объем выпуска продукции сократился на один процент. Причем это происходило на фоне увеличения ее стоимости - за год объем производства в легкой промышленности в денежном выражении “вырос” на 12 процентов. В том числе и за счет удорожания сырья.
По сути, борьбу за рынок, в том числе внутренний, Казахстан уже проиграл. И открыто это признает. Правительство, видимо, осознало бесперспективность развития данной сферы. А потому в прогнозе социально-экономического развития на 2017-2021 годы говорится лишь о работе по продвижению товаров казахстанского легпрома. То есть тех видов, которые еще есть. И, судя по всему, остаться на рынке смогут лишь единицы из них.

 

 

А как же свое
производство?
Несколько иная ситуация у нас сложилась в агропромышленном комплексе.
Узбекистан хочет поставлять нам овощи-фрукты, как мы сказали, аж на миллиард долларов. Это рост почти в три раза по сравнению с 2016 годом. Как сообщил председатель правления холдинга “Узбекозиковкатхолдинг” О.Рустамов, в прошлом году узбекскими предприятиями было отгружено более полумиллиона тонн свежей и сушеной продукции на 307 миллионов долларов, а также переработанной плодоовощной продукции, включая соки, джемы, консервированные напитки, на четыре миллиона долларов.
А в нынешнем году ожидается отгрузка свежей плодоовощной продукции уже на сумму 410 миллионов, а переработанной - на пять миллионов долларов. А экспортный потенциал сельхозотрасли Узбекистана еще выше - в стране производится около 20 миллионов тонн плодоовощной продукции в год. При этом правительство намерено увеличить эти объемы в два раза в ближайшие три года.
Экспортируется же эта продукция в 80 стран мира, а крупнейшим ее потребителем является традиционно Россия.
Что касается нашего рынка, то для Ташкента он может стать неисчерпаемым. Если, конечно, казахстанские власти этого захотят.
В прошлом году, согласно данным комитета по статистике, в Казахстане собрано чуть более 380 миллионов тонн овощей, бахчевых и корнеплодов. Из них лишь 1,5 миллиона тонн овощей - плодов закрытого и открытого грунта. Фруктов и ягод в стране выращено 102,6 тонны и 19 тонн соответственно. Так и хочется добавить - всего...
Естественно, что при таком объеме внутреннего производства нам без импортных поставок не обойтись.
Однако предлагаемые цены на узбекскую продукцию высоки настолько, как будто выращивается она не в Узбекистане, а в пустыне Сахара на самой дорогой в мире воде. А потому что везут ее в Казахстан самым дорогим видом транспорта - самолетами и растаможивают по самым высоким пошлинам.
В общем, никакого плюса от наличия буквально под боком дешевого производителя фруктов и овощей Казахстан не наблюдает. За исключением разве что наличия этих самых дорогущих фруктов-овощей на прилавках.
Уже много лет наши власти констатируют сезонный рост цен на плодоовощную продукцию (причем этот рост приходится именно на тот сезон, когда эта продукция и созревает). И обвиняют во всем перекупщиков, чья “дилерская сеть” вырастает до столь масштабных размеров, что увеличивает “казахстанскую маржу” в сотню раз от закупочной цены на границе.
Есть еще один нюанс. Казахстанские бизнесмены частенько перепродают узбекские фрукты в третьи страны под видом “сделано в Казахстане”: дешевая продукция соседей переупаковывается по международным стандартам и продается в ту же Россию. При этом даже с учетом транспортировки и манипуляций с тарой прибыль бизнеса оказывается достаточно высокой, поскольку в этой цепочке количество посредников минимальное.
Вот и получается, что казахстанский рынок, который должен быть завален дешевой узбекской растительностью, де-факто снабжается ею по остаточному принципу. Но в правительстве так активно грешат на посредников, что создается ощущение, что эта “фруктовая мафия” тянет свои щупальца именно сверху.
В этом случае возникает один немаловажный вопрос: если Узбекистан увеличит поставки в Казахстан плодоовощной продукции, то насколько это действительно удешевит продукцию на отечественных рынках? Ведь при продолжении подобной сегодняшней политики выгоду от увеличения экспортных поставок получат бюджет (рост ввозных пошлин) и бизнес, перепродающий узбекские овощи под казахстанским брендом. Но никак не местные потребители, то есть мы с вами.
С другой стороны, увеличение количества узбекских товаров на наших рынках сделает неконкурентоспособной нашу местную продукцию. Хотя бы потому, что себестоимость товаров местного производства (особенно выращенных в закрытом грунте) существенно выше. Кроме того, не следует забывать и об отсутствии (пока) в стране ранних сортов фруктов и овощей, традиционно поставляемых к нам из южных стран.
В случае потери конкурентоспособности казахстанский агропром грозит высвободить огромное количество занятых сегодня рабочих рук. Равно как и в случае, если возьмет, наконец, под контроль (действительно контроль, а не риторическое констатирование) систему поставок на рынки импортной продукции, то есть устранит или хотя бы минимизирует систему посредников.
Государство, намереваясь увеличивать товарооборот с Узбекистаном, должно учитывать эти моменты. С одной стороны, впуская на свой рынок дешевые узбекские фрукты, обязано найти баланс для развития собственного плодоовощного комплекса. С другой - обеспечить действительно внутреннее потребление, а не транзитный переток, поскольку это существенным образом отражается на уровне благосостояния населения. Возможно, для этого будет создана очередная государственная компания, которая и станет следить за всем процессом обеспечения овощами и фруктами.
Кстати, транзитную проблему можно было бы решить развитием перерабатывающих производств в южных регионах страны, которые бы работали на дешевом узбекском плодоовощном сырье. Тогда и отечественное производство бы развивалось, и продукция под нашим брендом была действительно нашей продукцией.
В общем, проблемы с ростом дружеских связей Астаны и Ташкента растут едва ли не пропорционально росту соседского экспорта.
Пока же ясно одно. Если не взять под контроль этот экспорт плодоовощной продукции и текстиля, Казахстан может окончательно лишиться как легкой промышленности, так и собственных овощей и фруктов. По причине банального отсутствия конкурентоспособности.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение