Алла Иванилова Государство намерено регулировать цены на лекарства на розничном рынке. Сегодня изучается международный опыт в этом направлении и разрабатываются поправки в кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”
Лекарства в прямом смысле жизненно необходимый товар, и в последние годы цены в аптеках шокируют многих. Если в сфере государственного закупа медикаментов с 2015 года успешно действует система ценообразования, то влиять на стоимость лекарств на розничном рынке у Министерства здравоохранения нет никаких полномочий. Между тем на 1 января 2016 года в стране было зарегистрировано 7713 позиций торговых наименований лекарственных средств, из них под государственное регулирование подпадало только 4083, или 54 процента. Остальные, а это 3530, или 46 процентов, никак не регулируются, и владельцы аптек вправе сами диктовать цены. В связи с этим имеют место случаи, когда цены на лекарственные средства, реализуемые в аптеках, в три-четыре раза завышены по сравнению с ценами на лекарства, закупаемые на бюджетные средства для нужд государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Чиновники намерены бороться с “аптечным беспределом” путем регулирования розничного сегмента. Но прежде необходимо внести поправки в кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Планируется, что уже к августу 2017 года соответствующий законопроект будет разработан и внесен в правительство. Пока же Минздрав изучает международный опыт тех стран, где эта модель успешно внедрена. Цены на безрецептурные лекарства регулируются во всех западноевропейских странах, кроме Франции, где с 1986 года перестали это делать, но вновь склоняются к введению прежних методов. При этом очень высокая цена может служить причиной отказа в регистрации лекарственного препарата в Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции, Финляндии, Аргентине и Турции. В Соединенных Штатах Америки практически отсутствует единая система регулирования цен на фармацевтическую продукцию. Конкуренция на рынке столь велика, что цены на нее находятся ниже установленного государством (в период экономического кризиса в 1970-е годы) верхнего предела. Фирмы фармацевтического сектора самостоятельно устанавливают цены на лекарства, которые выдерживает рынок, и обеспечивают необходимую прибыль. Но все же в большинстве стран регулированию цен подлежат препараты, стоимость которых возмещается за счет бюджетных средств или фондов медицинского страхования. Наиболее распространенным методом является установление органами государственного управления фиксированного максимального уровня цены на лекарственное средство. В некоторых государствах (Швеции и Испании) используется эталонное ценообразование. Его суть сводится к следующему: в случае, если лицензионная или максимальная установленная цена превышает эталонную, то пациент доплачивает разницу. Особенностью формирования эталонных цен, как правило, является привязка к наиболее дешевому дженерику. Бороться со спекуляцией на фармацевтическом рынке чиновники намерены с помощью автоматизации. Так, помимо поправок в законодательство для введения общего регулирования с 2018 года будет внедрена автоматизированная система выписки рецептов и появится специальный сайт “Лекарства” с ценами и информацией на все медикаменты, зарегистрированные в Казахстане. Также процедуру регистрации цены переведут в список государственных услуг. По сей день утвержденной кальки ценообразования на тот или иной препарат или медтехнику не было, что давало простор для чиновничьей фантазии при закупе лекарств единым дистрибьютором для дальнейшего распространения по больницам. Так, в одном случае можно под нужного производителя регулируемую цену понизить, в другом, наоборот, повысить. Минздрав вопрос регулирования цен на лекарства обсуждает не только с международными экспертами, но и отечественными предпринимателями. Конечно, фармацевтический рынок, учитывая, что он потеряет свою маржу, сопротивляется таким инициативам. В частности, звучат мнения, что чиновники неправильно формируют предельные цены, которые устанавливаются без учета внедрения стандарта GMP. Также представители фармбизнеса считают, что высокая стоимость услуг национальной экспертной организации и неэффективный механизм ценообразования могут снизить конкурентоспособность отечественных производителей. По их словам, применяемая методика нацелена на самую низкую цену и отсекает участие в тендере авторизованного дженерика и сам оригинальный препарат, а недобросовестным поставщикам позволяет быстро сориентироваться и получить сверхприбыль. Также есть опасения, что, наоборот, из-за жестких рамок перестанут поставлять препараты, на которых нельзя будет заработать, а это создаст дефицит некоторых лекарственных средств. Благое намерение на практике, как утверждают некоторые предприниматели, приведет к обратному - цены снизятся лишь на более дешевые препараты, зато эффективные, но дорогие западные лекарства могут и вовсе исчезнуть из оборота. Правительство, помогая бедным слоям, при этом лишает более состоятельных граждан права выбора.
Астана |