ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Контроль за воровством События

Мадина Меирманова
Согласно официальным данным, в стране объем теневой экономики составляет не менее 20 процентов от ВВП. По мнению представителей Минфина, львиная доля “тени” приходится на лжепредприятия в сфере строительства и торговли. Для того, чтобы снизить риски в строительной отрасли, правительство предлагает пересмотреть механизмы казначейского сопровождения государственных закупок по строительству

 

Недавно в Министерстве финансов провели мониторинг рационального использования бюджетных средств в рамках проводимой работы по борьбе с теневой экономикой. Выяснили, что теневой экономики у нас - пятая часть ВВП. Если вспомнить, что ВВП в Казахстане равняется 49 триллионам тенге, то уровень теневой экономики составляет минимум 9,8 триллиона. Весьма внушительно.
Кстати, в мире нет единой методики расчета теневой экономики. Разные статистики применяют разные методы. Кто-то считает исключительно по субъектам экономики, другие прибавляют к этому масштабы нанесенного обществу ущерба. Кто-то считает “базарных” игроков на рынке и недоплату ими налогов, другие предпочитают подсчитывать ущерб только от крупного лжепредпринимательства. Есть еще методики, которые включают в расчеты, например, наркотики. Так, в Казахстан героин импортируется в виде порошка с высокой концентрацией, затем оптовые дилеры его разбавляют и доводят до потребителя в виде порошка с низкой концентрацией. Этот процесс разбавления считается производством. Если сравнить цены завоза и цены конечной продажи - то и получается ненаблюдаемая, теневая, экономическая единица.
Вот из-за таких различий в инструментах и участниках подсчетов и получаются разные цифры “тени”.
Есть и такое мнение, что в Казахстане объем теневой экономки в начале прошлого года составлял не менее 40 процентов. Но мы спорить с официальной статистикой не будем. Возьмем ее цифры за основу.
По данным Минфина, почти треть всех лжепредприятий, выявленных ведомством, приходится на сферу строительства. Именно через них обналичиваются государственные деньги на госзакупки.
Механизмов обмана много: необоснованное превышение сметы расходов на строительство, срыв сроков и низкое качество строительства (в этом могут убедиться многие казахстанцы, заезжающие, например, в дома, построенные по программе “Доступное жилье”), привлечение нелегальной рабочей силы, проведение государственных закупок с нарушением законодательства.
Схема увода денег проста. Допустим, какое-нибудь ТОО выигрывает тендер-конкурс на строительство здания. И нанимает в субподрядчики аффилированную или дочернюю компанию (это особенно часто происходит в квазигосударственном секторе). Та, в свою очередь, нанимает еще пару-тройку компаний: одна кирпич должна класть, а ее поставщик (то есть еще одно звено в цепочке) - его поставлять, третья - стены красить, четвертая (следующее звено) - краску поставлять. И так можно двигаться до бесконечности. А деньги все переводятся и переводятся до самого низа. Где в итоге и обналичиваются “сэкономленные”.
Например, записывают в смету цену кирпича 300 тенге за штуку, а в реальности он стоит 50 тенге. Остаточная разница и есть прибыль, которая потом обналичивается. Кстати, на рынке есть вполне фиксированные таксы за обнал - от 7 до 15 процентов от суммы.
Вот и подсчитайте: 15 процентов за обнал, еще столько же (минимум) - себе в карман. Но надо же построить и здание. Потому и строится оно тяп-ляп по остаточному принципу: там кирпич некачественный (но по документам о-о-о-очень дорогой), там нелегальным строителям официально платят как нобелевским лауреатам, а на деле держат “в черном теле”. В итоге государство теряет миллиарды тенге на разваливающиеся здания, а ушлые предприниматели кладут миллиарды себе в карман.
Наверное, самым крупным примером воровства при госзакупках на строительство можно назвать махинации бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и его ОПГ. Ущерб, нанесенный государству, превысил 71 миллиард тенге. Тогда на конкурсах госзакупок выигрывали аффилированые с Рыскалиевым и контролируемые его близкими родственниками предприятия, с ними заключались договоры подряда на выполнение работ по заведомо завышенной стоимости, необоснованно перечислялись подрядчикам денежные средства по фиктивным актам выполненных работ. А уже потом было обналичивание денег через счета лжепредприятий.
Кроме того, деньги воруются, а обратно в бюджет в виде налогов не возвращаются. Минфин сообщил, что средний пороговый показатель уплаты налогов участниками госзакупок - плательщиками НДС (с учетом доли суммы государственного закупа в общем обороте) - составил только 6,2 процента, или 137,1 миллиарда тенге. При этом в отрасли “Строительство” показатель еще ниже - всего четыре процента.
Выводить из тени желающих незаконно обогатиться правительство предлагает модернизацией механизмов казначейского сопровождения госзакупок по строительству.
По действующему сегодня механизму бюджетные средства перечисляются на счета подрядчиков в банки в виде аванса, а последующие оплаты - на основании акта выполненных работ. При этом контроль “за честностью” осуществляется только над собственно участником закупок. Остальная цепочка подрядчиков-субпорядчиков-субсуб и т.д. подрядчиков и их поставщиков никак не отслеживается.

 

 

Теперь же, по словам министра финансов Бахыта Султанова, следить будут за всеми. После проведенного конкурса государственных закупок комитет казначейства будет “вести” денежные потоки от заказчика до конечного поставщика товаров и услуг. А потому счета в казначействе будут открываться для генподрядчиков и всех субподрядчиков (то есть для всей цепочки исполнителей). А заодно будет привлекаться супервайзер (инжиниринговая компания) по управлению проектом, который будет отслеживать качество строительства и обоснованность всех расходов. Такие компании-супервайзеры уже работают при госконтрактах на строительство дорог или на стройках под контролем БВУ. И несут, согласно законодательству, гражданскую и уголовную ответственность за качество своих оценок.
Получается, что теперь подрядчик и субподрядчики должны будут именно супервайзеру доказать свои финансовые расчеты. Только после одобрения супервайзером качества постройки, сметы и реальных затрат подрядчики смогут получить оплату из казначейства.
То есть бизнес будет контролировать бизнес. При этом супервайзеры будут, видимо, получать соответствующую плату от государства за свои услуги.
Было бы логично надеяться, что их плата будет напрямую зависеть от качества их работы. То есть оплата не авансом, а постфактум: закончили проект, убедились в достоверности и качественности работы такой компании - оплатили. В противном случае коррупция плавно перетечет с уровня государственного на уровень таких инжиниринговых компаний, которые и будут получать откаты за “правильную визу”.
Согласитесь, в условиях нашего пока еще далекого от честности менталитета договориться с суперайзером будет вряд ли сложнее, нежели с нечистым на руку чиновником. А надеяться на авось (что инжиниринговые компании будут честными), по крайней мере, наивно и непродуктивно для того же бюджета.
Поэтому было бы интересно узнать, как и кто будет контролировать правдивость таких оценщиков правдивости бизнеса? И будут ли при таких компаниях “наблюдательные советы”, чтобы следить за вектором возможного смещения коррупции и изменения схем воровства денег?
Но пока у нас только вопросы и опасения.
В любом случае, Министерство финансов осторожничает - предлагаемые механизмы решено обкатать в “пилотном” режиме на четырех строящихся объектах в трех регионах: Астане, Акмолинской и Карагандинской областях. Если опыт окажется удачным и степень воровства государственных денег снизится в разы, то новые схемы контроля за бюджетными деньгами распространят на все конкурсы госзакупок в сфере строительства. А потом, как надеются в Минфине, они могут охватить и другие отрасли.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение