Регина Пиотровская Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров на днях представил премьер-министру свои предложения о защите детей от жестоких игр в виртуальной сети и от сиротской доли. При этом некоторые его высказывания вовсе не в пользу детей, а скорее наоборот
В Казахстане ведется серьезная борьба за расформирование детских домов и передачу всех сирот на воспитание в семьи. Омбудсмен Аскар Шакиров поддерживает идею замены интернатов на семейные формы опеки над детьми - усыновление и патронат. Однако уполномоченный по правам человека полагает, что спешить с этим не следует. Аргументы - опасения так называемого вторичного сиротства. Когда детей, взятых из детского дома, приемные родители возвращают назад в учреждение, не справившись с новыми обязанностями. Например, в Казахстане из переданных в 2015 году на опеку и патронат 1107 детей 211 (19 процентов) были возвращены обратно в учреждения, а в 2016 году из переданных 734 детей возвращено 188 (26 процентов). Сторонники сохранения этой системы в старом виде утверждают, что каждый четвертый ребенок получает психологические травмы, становясь сиротой во второй раз. Но постановка вопроса в таком виде нелогична, неэтична, а главное - она идет вразрез с правом на обретение семейного счастья других детей. Во-первых, три четверти детей все же обрели новых родителей. Во-вторых, даже если бы количество детей, устроенных в семью, было бы гораздо скромнее, нельзя отказывать другим тысячам сирот в обретении счастья в новой семье. Но вместо осознания этого мы слышим другое опасение, что отказ от системы детских домов интернатного типа у нас пока преждевременен, мол, опыта у нас нет. И отсутствие методологической базы в условиях наших реалий может привести к необратимым последствиям. Но это как раз тот случай, когда следует учиться на собственном опыте. Другое дело, что психологическое консультирование приемным родителям у нас в стране необходимо. Как до усыновления, так и после, особенно в первый-второй годы жизни ребенка в новой семье. К сведению омбудсмена - в Алматы и Астане уже работают такие клубы приемных родителей, где им оказывают не только психологическую, но и юридическую помощь. Кроме того, медлить с закрытием детских домов в Казахстане - означает лить воду на мельницу тех, кто вставляет палки в колеса этому процессу, чтобы продолжать получать государственное финансирование. И если такую неосведомленность проявил какой-либо другой чиновник - это одно дело, но то, что такие сомнения высказывает омбудсмен, да еще ратующий за защиту прав детей, - это как минимум странно.
P.S. Кстати, омбудсмен предлагает ввести возрастную классификацию для интернет-контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента (16+, 18+ и т. д.). И вот с этой его инициативой трудно не согласиться. Полезным будет в этом деле опыт Великобритании и России, где операторы мобильной интернет-связи ввели функцию “детский интернет”. Это позволяет оградить детей от нежелательного информационного контента сразу при подключении к Сети. Эти меры помогут родителям обеспечить безопасность детей при посещении ими сайтов.
|