|
Ботагоз Омар
Резкое падение цен на мировом рынке металлов заставило обратиться за помощью в правительство даже металлургов, которые по доходности бизнеса в докризисное время уступали только нефтяникам и торговцам оружием. Причем в данное время компании, ориентированные не столько на экспорт отечественного сырья, сколько на производство конечной продукции, могут значительно упрочить свои позиции
В условиях мирового падения цен на черные и цветные металлы (в октябре стоимость меди упала почти вдвое, цинка - на 40, а стали - на 30 процентов) отечественные металлургические компании были вынуждены сократить объемы производства.
Однако даже в былые “денежные” годы доля машиностроения в общем объеме производства не смогла достичь 15 процентов, как это было в 1990 году. Небольшая динамика роста стала прослеживаться лишь с 2001 года (2,1 процента от общего объема производства), достигнув к 2007 году 3,5 процента. Однако и этого явно недостаточно, учитывая, что аналогичный показатель Японии достигает 50, Германии - 48, Швеции - 42, США - 40, России - 30, Китая - 25 процентов. “Эти цифры говорят о том, в каком критическом положении находится отрасль”, - отметил мажилисмен, председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев, выступая на недавнем совещании депутатской фракции партии “Нур Отан”, главной темой которого стали вопросы развития отечественного машиностроения.
|
Всего шаг от болванки до монеты |
Главными проблемами отрасли традиционно являются высокая доля износа основных средств, недостаточность финансирования отрасли, технологическая отсталость, острая нехватка квалифицированных кадров и низкая инвестиционная привлекательность.
По мнению металлургов, последнее легко исправить, если в рассматриваемом сенатом главном фискальном документе страны будет предусмотрен ряд новых налоговых послаблений. Так, по словам Мейрама Пшембаева, необходимо предусмотреть льготы и преференции по отдельным подотраслям машиностроения.
По информации вице-премьера Умирзака Шукеева, из 37 направлений перспективы развития в Казахстане имеют всего 14 подотраслей.
Так, в сфере нефтегазового машиностроения казахстанскими предприятиями освоен выпуск более 50 наименований оборудования и специальной техники, материалов и запасных частей для нефтегазовой отрасли. Данное направление планируется усилить, тем более учитывая, что около 60 заводов способны производить оборудование для нефтегазового комплекса уже сегодня. Поддержка им будет оказана при размещении заказов отечественной компанией “КазМунайГаз”. Например, только в рамках программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря заводы могут получить до 2010 года 1,65 триллиона и с 2010 по 2015 год - 2,51 триллиона тенге.
Еще одно перспективное направление касается производства продукции военного назначения по государственному заказу. В нашей стране продукцию военного и двойного назначения выпускают только предприятия национальной компании “Казахстан инжиниринг”, которая была создана весной 2003 года.
Что касается автомобилестроения, то его производство ведется достаточно высокими темпами. Неплохо обстоят дела в автосборочном заводе АО “Азия-Авто”, куда в этом году было влито 50 миллионов долларов США. Предприятие, на котором трудится около 350 человек, выпускает различные модификации автомашин “Нива”, “Шкода”, “Шевроле”.
“Недавно в Актобе с россиянами было подписано соглашение, по которому предполагается значительно расширить ареал продаж продукции этого завода, туда будут входить рынки Сибири, Алтая, Дальнего Востока и Средней Азии. Планируется выпускать до 120 тысяч автомобилей в год и будет инвестировано до 150 миллионов долларов”, - отметил вице-премьер. Он заметил, что на других казахстанских автосборочных заводах, расположенных в Кокшетау, Семипалатинске, Шымкенте, сохраняется высокая производительность.
Но, пожалуй, самые большие перспективы сегодня у предприятий, обеспечивающих продукцией железнодорожную сферу. Ведь процент изношенности парка национального перевозчика очень высок (по отдельным параметрам он достигает 70 процентов). В ближайшие годы “Казахстан Темир Жолы” нуждается в приобретении 40 тысяч грузовых вагонов, нескольких сотен пассажирских вагонов и локомотивов. По словам Умирзака Шукеева, рассчитывать на помощь в поставках этой продукции со стороны железнодорожных систем России и Украины нельзя, поскольку “они сами испытывают аналогичные проблемы”.
Чтобы решить наболевшие проблемы данной отрасли, фракция партии “Нур Отан” рекомендовала правительству увеличить объем финансирования машиностроительной отрасли, проработать механизмы привлечения молодежи к обучению востребованным специальностям, создать центры новых и инновационных технологий с привлечением к их работе ученых и научных работников мирового масштаба и разработать программу по развитию машиностроительной отрасли Казахстана до 2015 года.
Определенный курс в этом направлении уже взят. На днях из стен парламента вышел законопроект по вопросам государственных закупок, в соответствии с которым национальным компаниям дана возможность закупать необходимые объемы товаров, работ и услуг с помощью заключения контрактов. При этом крупных заказчиков стимулируют на законодательном уровне отдавать предпочтение именно казахстанским производителям. “В нынешней ситуации это самый действенный способ поддержки отечественной промышленности. Другого в нынешней ситуации просто нет”, - резюмировал министр индустрии Владимир Школьник.
Астана |