|
Юлиана Жихорь
Похоже, что перед правительством встали две основные проблемы: как обеспечить стабильность финансовой системы страны (и, как следствие, стабильность всей экономики) и как обеспечить продовольственную безопасность
На прошлой неделе правительством было принято решение войти в число акционеров 4 системообразующих банков (Альянс Банк, БТА, Казкоммерцбанк и Халык банк). Весьма невыгодный государству шаг по причине слабой “отдачи” (банковские активы дешевеют день ото дня), но весьма своевременный с точки зрения поддержки банковской системы вообще. Все банки в той или иной мере согласились принять государственную помощь. И это при том, что среди вышеназванной четверки реально в помощи нуждаются лишь два банка - Альянс и БТА.
По слухам, бродящим в минфиновских коридорах, нынешняя стоимость БТА меньше, чем сумма предлагаемой государством помощи. Причина такого положения, видимо, заключается в слишком большой разбросанности активов БТА по пространству СНГ (на начало 2008 года в собственности БТА были акции банков в России, банки в Белоруссии, Армении, Грузии, Киргизии. Кроме того, велись переговоры о покупке банка в Азербайджане).
Что же касается причин, по которым два из четырех банков, не нуждающихся, по их заявлениям, в господдержке, все же приняли ее, то, скорее всего, это было сделано не столько в финансовых интересах данных банков, сколько в политических: для уравновешивания интересов казахстанцев к услугам системообразующей четверки. Ведь если бы стало известно, что два банка помощь приняли, а два отказались от нее, то не исключено, что клиенты двух банков просто откажутся от их слуг, предпочтя более устойчивых конкурентов, или побегут в банк, “обласканный” государством, из банка, “отказавшегося” от помощи.
Тем временем правительство вводит в действие очередной пакет мер помощи финансовой системе. В минувшие выходные был создан Фонд стрессовых активов, который передан в управление все тому же Фонду национального благосостояния “СамрукКазына” - главной стрессовой подушке государства. Первоначальная капитализация нового фонда - 52 миллиарда тенге. (Президент поручил капитализировать фонд до 1 миллиарда долларов. Поэтому недостающая сумма будет добрана в течение следующего года.)
Основная цель фонда - выкуп у банков так называемых стрессовых активов - активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов подвержены существенным рискам, обесцениванию. По состоянию на 1 октября доля безнадежных кредитов в структуре ссудного портфеля банков увеличилась с начала года с 1,5 до 3,3 процента, увеличилась доля сомнительных кредитов 3-й категории - с 6 до 12,5 процента, 4-й - с 0,6 до 1,6 процента, 5-й категории, которая предшествует классификации как безнадежный, - с 1,2 до 2,1 процента.
Как заявил глава Минфина Болат Жамишев, презентуя новый фонд в правительстве, “целью фонда стрессовых активов является обеспечение стабильности финансовой системы путем улучшения качества активов банковского сектора и повышения доверия инвесторов к банковскому сектору”. Как сообщил премьер-министр, фонд будет “выкупать у банков определенные виды активов, но не по первоначальной стоимости, а по более консервативной, с установленным дисконтом”. То есть в случае, если актив стоит миллиард долларов, то государство в лице ФСА его будет выкупать по более низкой цене, допустим, за 800 миллионов.
Правда, есть один нюанс: в условиях ослабления активности на ключевых рынках рыночная оценка выкупаемых активов банков, как сообщил Жамишев, “чрезвычайно затрудняется”.
Для минимизации рисков государства и стандартизации процедур по управлению активами необходимо, чтобы выкупаемые фондом активы представляли собой портфель однородных кредитов. То есть, как заявил глава Минфина, “группа кредитов со сходными характеристиками кредитного риска, который может быть выкуплен пулами. Индивидуализация по заемщикам работы фонда, она просто в силу временных и прочих затрат может снизить эффект от деятельности этого фонда”. Разбираться по индивидуальностям будут уже после передачи пакета активов в ФСА.
В первую очередь, в фонд перейдут активы в виде ипотечных жилищных займов. Таковых в портфеле банков порядка 5 миллиардов долларов.
Астанa |