|
Мадина Меирманова Казахстан почти достиг нижней границы инфляционного коридора, запланированного правительством. В июле рост цен составил полпроцента, по итогам семи месяцев инфляция составила 5,6 процента. Ровно настолько, по данным статистики, выросли цены на продовольствие
В Казахстане инфляция по итогам года, по планам, не должна превысить восемь процентов. Но, приходя на базар, любой казахстанский гражданин на себе чувствует всю “прелесть” экономических сложностей в стране. Цены растут как на дрожжах. В том числе и на те товары, которые де-юре производятся внутри страны. Помнится, четыре года назад президент Казахстана пообещал, что в ближайшие годы Казахстан достигнет 100-процентного самообеспечения по всем видам продовольствия. Пока 100 процентов мы так и не достигли, но упорно идем к этому показателю. Точнее, идем очень сложным и извилистым путем, который статистически утверждает, что мы все производим сами. Так, мы можем гордиться, что хлеб и муку мы действительно 100-процентно производим сами. А вот остальное, в том числе и мясо, мы все еще импортируем - либо готовую продукцию, либо ее сырье. Итак, обратимся к статистике. (Данные по производству и потреблению за май 2016 года.)
В Казахстан завозится более 15 процентов всего потребляемого мяса, 45 процентов мяса птицы, почти все животные жиры и 37,5 процента колбасных изделий. 78 процентов всех овощей (за исключением картофеля) и грибов во всех видах (сушеные и консервированные) - тоже импорт. Завозится почти сорок процентов от потребности в растительном (в том числе подсолнечном) и сливочном масле, две трети сгущенного молока и почти 84 процента - “молоко и сливки в твердых формах”. (То есть сухое.) Теперь понятно, почему у нас все дорожает? Просто все на наших рынках и в магазинах - отечественное производство лишь по бирочке, но не по содержанию. Вот, например, злополучный сахар. За последний год (июль 2016 года к июлю 2015 года) средняя стоимость сахара выросла на 65,4 процента. При этом, по статистике производства, лишь 15 процентов готового сахара - импортные. Остальные made in Kazakhstan. Но всем известно, что это “местное производство” местным считается лишь частично - сырье к нам привозят из Латинской Америки, где закупают по ценам мировых товарных рынков. Аналогичная ситуация по многим видам товаров: колбасы, консервированное молоко (сухое-то для него завозят извне), томатная паста, сыры и пирожные. Аналогичная ситуация и по непродовольственной продукции, которая также идет под брендом Казахстана. Всем известно, что фактически такие товары полностью изготовлены из импортных составляющих, а потому цены на них никак не “дедолларизируются”. Согласно статданным, с начала года (июль 2016 года к декабрю 2015 года) инфляция составила 5,2 процента. При этом продовольственные товары подорожали на 5,6 процента, непродовольственные товары - на 5,2, услуги - на 4,7. Картошка с начала года выросла в цене на 41,4 процента, крупы - на 27,3 (заметим, что в чистом виде лишь 8,5 процента всех круп - импортные, остальные - де-юре - произведены в РК). С начала года, по данным статистиков, подсолнечное масло подорожало на 7,4 процента. А вот из наблюдений рядовых покупателей, которыми они делятся в социальных сетях: “Купила пятилитровое подсолнечное масло за 2500 тенге. Продают и за три штуки. В шоке. Месяц назад покупала за 1800 тенге. Вот те и инфляция, которая укладывается в заданный коридор!”. Зато яйца подешевели. На 13,4 процента. И белки, и жиры... Хватит, чтобы пережить кризис. До следующего отчета статистики.
Астана
|