|
Мадина Меирманова Кабмин подводит предварительные итоги реализации действующей антикризисной программы “Нурлы жол”. Выяснилось, что, несмотря на кризис, “шевелиться вовремя” многие чиновники так и не научились
Антикризисная программа “Нурлы жол”, по сути, повторяет стабилизационный план прошлой волны кризиса. А точнее, он вобрал в себя весь наработанный в 2008-2010 годах опыт стимулирования экономического роста и сохранения рабочих мест в стране. По сути, “Нурлы жол” сегодня - это некий симбиоз сразу нескольких направлений работы: программ по инфраструктурному развитию, карты занятости, индустриализации. Просто в сконцентрированном виде и с дополнительными источниками финансирования. Помимо всего прочего “Нурлы жол” - это целевая программа использования ресурсов Национального фонда. О том, какой эффект дают мероприятия, включенные в нее, говорится много и долго. Но, по сути, его можно разделить на две крупные части. Первая - это кратковременный эффект: активное строительство сейчас дает возможность функционированию бизнеса (за счет государственных заказов), сохраняет рабочие места в данных компаниях, занятых на строительстве, и дает мультипликативный эффект развитию бизнеса, обслуживающего строительную сферу. Начиная от работы заводов, производящих стройматериалы, до компаний хедхантеров, занимающихся поиском и трудоустройством рабочих. Задействуются также компании по грузоперевозкам, по добыче ископаемых (гравий, песок и т.д.), пошивочные мастерские по изготовлению спецодежды и обуви для рабочих, обслуживающие автопарк стройкомпаний. И даже компании, занимающиеся приготовлением обедов для работников. Помимо того, что бизнес работает, а люди имеют места работы, государство получает как возврат средств в виде налогов от компаний, так и поступления ИПН от работников. Таковых, по словам министра финансов Бахыта Султанова, поступило уже 20 миллиардов тенге за семь месяцев этого года. Неплохо, если учесть, что в целом на “Нурлы жол” из Нацфонда в 2016 году выделяется 769,6 миллиарда.
Второй важный эффект от реализации программы - возможность обеспечить государство новыми материальными объектами: дорогами, жилыми домами, школами и детскими садами, обновленной инфраструктурой ЖКХ. Причем по ценам гораздо ниже докризисных (увы, только в валютном эквиваленте. Но поскольку в Нацфонде средства хранятся в валюте, то экономия получается значительной). После кризиса, когда, как надеются эксперты не только Казахстана, но и всего мира, возобновятся массовые потоки товаров, наличие хороших магистралей (помимо трассы Западная Европа - Западный Китай) позволит нашей стране усилить положение как государства-транзитера. Этому должны сопутствовать и новые железнодорожные маршруты, и укрупленные авиахабы. По сути, Казахстану надо использовать сегодняшний кризис для того, чтобы максимально “выжать” из него все возможные плюсы. Учитывая, что большинство экспертов разных международных организаций рассматривают 2017 год как период “начала выздоровления мировой экономики”, затягивать и растягивать реализацию собственных проектов “на потом” не стоит. Однако, как сообщил вице-министр нацэкономики Марат Кусаинов, за семь месяцев этого года администраторы программ не сумели освоить и половины запланированных средств. Так, например, на развитие инфраструктуры в сфере образования в нынешнем году выделено 60,9 миллиарда тенге, а освоено только 88 процентов к плану, или 23,7 процента (на 8 августа). К годовому плану процент освоения составляет всего 39 процентов. “Введен в эксплуатацию 21 объект образования, в том числе 13 школ (в ЮКО - семь, Кызылординской области - две, Актюбинской, Мангистауской, ВКО, СКО - по одной школе), восемь детских садов, из них два - в Алматинской области, по одному - в Карагандинской, Мангистауской, СКО, ЮКО и г. Алматы”, - сообщила вице-министр образования Бибигуль Асылова. Вроде бы цифры неплохие. Если не знать, что по плану в текущем году должны быть построены 34 школы. А вот еще один пример из сферы образования: закуп оборудования в 16 лабораторий на 1 977,9 миллиона тенге. Завершены конкурсные процедуры и заключены договоры всего по семи лабораториям. По остальным до сих пор не завершено формирование перечня лабораторного оборудования. (В связи с этим возникает вопрос: если заранее не знали, какое оборудование нужно в лаборатории, то как формировали бюджетные заявки на них? И для чего из бюджета деньги в принципе выделялись?) В отличие от образования, где отставание от графика обещают ликвидировать к ноябрю, в сфере ИКИ акиматы пообещали “добрать” освоение уже к сентябрю. К сожалению, следует констатировать, что в Казахстане проблема долгого раскачивания освоения бюджетных средств наблюдается ежегодно. Отечественные чиновники традиционно оставляют основную массу на конец года, когда в экстренном порядке начинают проводиться конкурсы и закупки. Для того, чтобы неизрасходованные деньги обратно в бюджет как “лишние” не забрали. В итоге у нас на бумаге уже наличествуют недостроенные объекты и не работающие лаборатории, проводятся дорогостоящие тои и конференции. А сотрудники Казначейства Минфина до последних минут года подписывают бумаги на провод денег “старым годом”. Но главное, что от подобного “ускоренного” темпа реализации многочисленных программ толку никакого.
Астана |