|
Алла Иванилова Как известно, вокзалы и аэропорты являются воротами любой страны и ее своеобразным мерилом. Увидев из окна поезда привокзальную площадь, многие судят о городе. К сожалению, в Казахстане далеко не все вокзалы, как и в целом система железнодорожного транспорта, соответствуют не то, что мировым стандартам, но и местным
За последние годы национальный перевозчик в лице “Казахстан Темир Жолы” делает немало для пассажиров, и это подтверждают хвалебные отзывы в блоге председателя правления. Однако негативных все же больше. Пожалуй, самая распространенная проблема - дефицит билетов. Их порой невозможно купить даже за месяц вперед, и это при том, что мы живем уже в XXI веке информационных технологий. Причем многие, кто побывал в Европе или США, отмечают, что там таких проблем нет. Приходишь на вокзал, и в кассе билеты всегда есть в наличии. Учитывая, что в Казахстане намерены развивать внутренний туризм, складывается парадоксальная ситуация - каким образом, если отсутствует элементарная возможность добраться до этих самых туристических мест? Непонятно и как за пару дней раскупают все билеты? И если это не искусственно созданный дефицит, то почему, раз проблема постоянно повторяется, не добавить вагоны на востребованные направления? Интернет-пользователи даже посоветовали КТЖ разработать автоматизированную систему, которая при заполнении вагонов будет отсылать соответствующий сигнал в центр управления, и там менеджер узнает, что нужен еще вагон. Отдельного внимания заслуживают и call-центры, до которых порой дозвониться проблематично, а если повезет, то консультанты далеко не всегда могут дать адекватный ответ. Теперь о вагонах. В будущем устаревшие поезда планируется заменить скоростными пассажирскими вагонами “Тальго”, тем более что в Астане в 2011 году был построен завод по их производству, не имеющий аналогов в СНГ. На сегодняшний день это одно из крупнейших предприятий в столице, которое уже произвело более четырехсот вагонов. До 2020 года в планах завода производство еще шестиста вагонов. Если старые поезда передвигаются со скоростью 40-60 километров в час, то новые “Тулпар-Тальго” способны развивать скорость свыше 100 километров в час. Однако если посмотреть мировые достижения, то это все же устаревшие технологии. Сейчас в мире используются поезда, которые способны развивать скорость от 300 до 500 километров в час. Кстати, самые быстрые поезда в мире - японские Shinkansen. Их часто называют “пулями”, и на это есть веская причина - рекорд их скорости для обычных железнодорожных линий составляет 443 километра в час, а на магнитном подвесе - 581 километр в час, что является абсолютным мировым рекордом для поездов. К слову, эти японские поезда носят статус не только одних из самых быстрых, но и самых безопасных - за 40 лет эксплуатации не было ни одной крупной аварии. А в США начались испытания вакуумного поезда, который будет питаться электричеством, получаемым с помощью солнечной энергии. В ходе начальных испытаний поезд планируется разогнать до скорости 500 километров в час, позже - до 1000 километров в час. Таким образом, за час он будет преодолевать расстояние, которое обычные железнодорожные составы пересекают за 6-7 часов. В случае, если испытания окажутся успешными, вакуумные поезда станут доступными для массового использования к 2020 году. При этом все высокоскоростные поезда отличаются комфортностью, чего не скажешь о вагонах “Тальго”. Узкие коридоры, отсутствие специального багажного вагона, вообще, места для любого багажа, теснота и слабый сервис. Хотя если верить чиновникам, в текущем году планируется поставка 149 вагонов новой модификации с широким кузовом “Тулпар-Тальго” отечественного производства. Основными отличиями от ныне курсирующих испанских поездов станет введение новых типов вагонов “Турист” с местами для сидения и багажным вагоном, изменение дизайна интерьера всех типов вагонов, увеличение ширины вагона на 25 сантиметров и высоты - на 22,4 сантиметра, площади туалетов - в 1,8 раза, длины спальной полки - на 7 сантиметров, ширины коридора - на 10 сантиметров. Новые вагоны могут эксплуатироваться в климатических условиях до -50 градусов. Отечественные вокзалы - это отдельная тема. Если раньше они были настоящим шедевром как по оснащению, так и по архитектуре, то пик железнодорожного строительства в Казахстане пришелся на эпоху “борьбы с архитектурными излишествами”, поэтому интересной вокзальной архитектурой республика не отличается. При этом главный офис национальной компании “Казахстан Темир Жолы” в Астане напротив отличается архитектурным изыском - это третье по высоте здание страны (две башни из 37 и 40 этажей, 174 и 156 метров соответственно). Большинство вокзалов - это полоса препятствий, проверяющих пассажиров на выносливость. Далеко не везде есть эскалаторы, которые с комфортом доставят с багажом на путь дальше первого. Поэтому зачастую людям приходится по каменной насыпи “корячиться” с чемоданами и сумками в вагоны. И не факт, что дорога будет близкой и без испытаний в виде товарных вагонов, стоящих на первом пути, а, как известно, они очень длинные и обойти их занимает много времени, поэтому приходится пролазить под ними, а это крайне опасно для жизни.
Астана |