|
Юлиана Жихорь
Нацбанк уверен, что курс тенге к доллару будет стабилен еще несколько месяцев. И заранее готовит антикризисные меры валютного регулирования. Соответствующий законопроект на этой неделе был презентован в мажилисе
По заявлению Национального банка, поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и валютного контроля направлены на смягчение режима валютного регулирования при одновременном усилении защиты финансовых интересов страны.
Зампред Нацбанка Данияр Акишев, презентуя документ, долго рассказывал, как хорошо у нас обстоят дела с либерализацией валютного режима и системой валютного регулирования и контроля: наш опыт высоко оценен в МВФ и вызвал интерес центральных банков стран СНГ. Но работа не окончена. Теперь нужно найти баланс между продолжением либерализации и ужесточением режима в кризисных условиях.
В этой связи был предложен ряд новшеств.
Так, предлагается исключить из закона требование о лицензировании деятельности по осуществлению розничной торговли и оказанию услуг за наличную иностранную валюту. Сейчас этот вид услуг уже фактически подконтролен таможне: эти виды деятельности осуществляются магазинами беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках.
А значит, есть возможность сократить еще один вид лицензирования “с минимальным, в контексте валютного регулирования, риском”. Можно ли будет оказывать услуги за валюту вне таможенных зон, зампред Нацбанка не уточнил.
С учетом того, что для казахстанской экономики экспорт товаров является важнейшим источником поступления иностранной валюты в страну, в валютном законодательстве сохранено требование репатриации - возврата в страну средств, полученных в результате внешнеторговых операций. При этом законопроектом предусмотрено уточнение требования репатриации в целях однозначности его понимания - зачисление всей суммы выручки от экспорта на счета в казахстанских банках вне зависимости от валюты расчета.
“Предусматривается уточнение определения срока репатриации, в том числе предоставление права резиденту, как стороне внешнеторгового контракта, самостоятельно рассчитывать срок репатриации исходя из условий внешнеторгового контракта”, - пояснил Акишев, добавив, что в документе предполагается исчерпывающий перечень случаев, которые не предполагают зачисления выручки на счета в казахстанских банках, но приравниваются к исполнению требования репатриации.
Вместе с тем ужесточается административная и уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валютах. Так, адмответственность будет наступать при превышении суммы невозврата экспортной выручки и неиспользованного аванса за импорт эквивалентом 50 тысяч долларов (в настоящее время - 10 тысяч долларов), а уголовная - если сумма невозврата превысит 10 тысяч МРП (в настоящее время - 5 тысяч МРП).
Новые суммы напрямую связаны с еще одной новой нормой - увеличением порога паспортизации сделок по экспорту и импорту товаров с действующих 10 тысяч долларов до 50. В Нацбанке считают, что никакого негативного влияния на работу участников внешнеэкономической деятельности эта поправка не окажет.
Как пояснил Данияр Акишев, отвечая на вопрос депутатов, данная норма связана с тем, что “сумма в 10 тысяч долларов уже не соответствует действительности, потому что основная масса сделок превышает 50 тысяч долларов”.
Были предложения вообще отказаться от паспорта сделки. Однако, по мнению Нацбанка, тогда государство лишится единственного механизма контроля притока-оттока валюты. “Контролирующие органы не будут знать, поставлен ли товар за ту валюту, которая ушла за рубеж, и вернулась ли валюта за товар, ушедший за рубеж. Тогда возникнет ситуация, когда будет бесконтрольный отток капитала из страны”. Это необходимо для экономической безопасности страны, - пояснил Акишев.
На обеспечение экономической безопасности направлена и предлагаемая возможность принятия президентом страны решения о введении режима специального разрешения на проведение валютных операций.
В качестве отдельной меры определено требование обязательной продажи экспортной валютной выручки и предусмотрена возможность для проведения валютных операций не только при наличии разового специального разрешения, но и при выполнении определенных условий для проведения валютной операции (например, выполнение требования резервирования). “С учетом рейтингов, присваиваемых стране в рамках оценки международной конкурентоспособности”, более четко оговорена исключительность применения механизмов специального валютного режима, обусловлен временной период, на который он может быть введен, и обязательность возврата к либеральному валютному режиму. Мы предполагаем, что этот режим может вводиться на один год, однако право продления его не ограничивается.
“В случае кризиса в стране, каких-то кризисных явлений на валютном рынке, в случае недостаточности валютной выручки в Казахстане правительство совместно с Национальным банком готовит проект указа, и в случае необходимости президент подписывает указ, который предполагает введение контроля со стороны Национального банка и правительства за всеми валютными операциям”, - раскрыл технологию Акишев.
В настоящее время, по его словам, с валютой в стране все о’кей: курс будет стабильным еще пару месяцев, ибо “Нацбанк обладает инструментами для обеспечения стабильного курса в течение ближайших месяцев, как минимум”. “Мы не ожидаем колебаний обменного курса в ближайшее время, и, скорее всего, по нашим предположениям, тенге будет колебаться в пределах 119-120 тенге за доллар”, - сообщил представитель Национального банка. И вновь не пояснил - стабильность будет обеспечена банком или рынком.
Астана |