Ольга Шишанова На реке Иртыш очередной катаклизм. Несколько дней тому назад речные воды в районе Павлодара окрасились в странные красно-ржавые пятна, и начала гибнуть рыба
Первыми тревогу забили россияне из Омской области - гигантские пятна двигались в сторону их региона, в то время как казахстанские власти были странно спокойными. Видя такое отношение, после вмешательства Россельхознадзора сами же россияне организовали отбор проб и исследование воды Иртыша - в районе водозаборов Черлакского, Таврического районов и самого города Омска - по санитарно-химическим показателям, на токсичность, содержание тяжелых металлов и ядохимикатов. Всего за три последних дня было проведено более 900 исследований, основанных на 180 пробах. Первые же анализы, взятые на гидронаблюдательном посту у села Татарка, показали превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) по меди - 2,7 ПДК, по железу - 4 ПДК. Между тем, в соответствии с санитарными правилами и нормами казахстанского ГОСТа, ПДК в водной среде марганца должно быть не выше 01, железа - 0,3 (в странах ЕС - 0,2), меди - 1, цинка - не более 5. Все эти непонятные для обычного человека цифры показывают, что превышение по вредным примесям в Иртыше произошло значительное. Кстати, в последующие несколько дней пробы были странным образом отмечены понижением железа до 0,4 мг/дм3, хотя ПДК меди осталось в прежнем объеме.
Естественно, социальные сети вовсю стали обсуждать происходящее - прохождение по Иртышу странного пятна красного цвета, после которого рыбаки начали находить в различных населенных пунктах Майского района дохлую рыбу. Причем стало известно как минимум о двух подобных случаях - в селе Коктобе и у лодочной станции города Аксу. Кстати, от Майского района Павлодарской области до государственной границы с Россией и, соответственно, с югом Омской области по реке Иртыш чуть более 300 километров. Понятно, что очередное экологическое ЧП в Казахстане не могло снова не ужаснуть россиян. Напомним, в конце мая недалеко от Усть-Каменогорска в Иртыш сбросили емкость с тяжелыми металлами. Тогда пятно не дошло до Омской области из-за большого расстояния - 800 километров, а сейчас, как замечали в социальных сетях, “все может оказаться гораздо серьезнее”. Действительно, согласно медицинским исследованиям, ПДК железа в воде способствует увеличению риска инфарктов и повреждения тканей при инсультах, нарушению репродуктивной функции. В присутствии кислорода ПДК железа и вовсе проявляет канцерогенные свойства, что ведет к образованию раковых опухолей, едва ли не меняя структуру ДНК, причем без исключения у всех живых организмов. С ПДК в воде меди тем более все “просто” - ее превышение ведет к резкому разрушению печени и последующей гибели организма. Тем не менее, как заявили спустя несколько дней после случившегося в главном управлении МЧС России по Омской области, “согласно результатам проведенных исследований превышений по указанным показателям в воде Иртыша не установлено”. То же самое заявил департамент по защите прав потребителей Павлодарской области комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК. По их данным, “отобранные пробы речной воды на территории Павлодарской области соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и содержанию солей тяжелых металлов”. И гибнущая рыба здесь не показатель. Между тем, когда три года назад водопроводная сеть на территории поселка Жосалы Кызылординской области, в которую вода поступала из Сырдарьи, показала даже небольшое превышение допустимой нормы по дозам сульфатов магния, минерализации воды, железа и меди, виновным тогда грозило до трех лет лишения свободы. Дошло ли дело до суда, неизвестно, так же, как и до сих пор не удается выяснить последствия аварийного сброса сточных вод в мае с Риддерского ГОК, когда было зафиксировано превышение допустимой концентрации по цинку в 15 ПДК, по меди - в 4 ПДК и по марганцу в 8 ПДК. Что касается нынешней ситуации с ржавыми пятнами на Иртыше, судя по всему, воды этой реки также унесут их тайну в океан, и никто ни за что не будет отвечать в очередной раз.
Астана |