Ярослава Науменко
Одной из главных мировых новостей стало подписание соглашения о создании так называемой “газовой ОПЕК”, участники которой - Россия, Иран и Катар - будут контролировать 60 процентов мирового рынка газа
Официальное скрепление этого тройственного союза говорит о снижении геополитического и экономического влияния США на международной арене и росте авторитета России. Америка, главный противник создания “газовой ОПЕК”, является одним из крупнейших импортеров газа (11 процентов всего произведенного газа).
По словам главы “Газпрома” Алексея Миллера, это будет неформальное объединение между тремя странами, которые являются лидерами по мировым запасам газа, по его производству и экспорту.
В условиях финансового кризиса выживать сообща гораздо легче. Кроме того, развитые страны будут продолжать увеличивать долю природного газа в своем топливном балансе в связи с его экологичностью, а развивающиеся будут наращивать потребление газа по причине роста экономики (особенно Китай и Южная Корея).
США на создание “газовой ОПЕК” и, по сути, разделение рынков нефти и газа ответили весьма нервно. Палата представителей конгресса США обратилась к госсекретарю Кондолизе Райс с требованием проинформировать правительство России о том, что “создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США, а сама “газовая ОПЕК” - не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету”.
Возмущение американцев понятно - они лишаются возможности контролировать газовый рынок, а сближение экономических позиций России и Ирана внутри единой структуры приведет к быстрому политическому сближению и установит еще более жесткий российский контроль над экспортом энергоресурсов в Европу. Россия, скорее всего, оставит за собой право начать продажу газа по годовым контрактам (взамен прежних 20-30-летних соглашений).
Что касается Казахстана, то создание “газовой ОПЕК” может обернуться для республики повышением цены на газ, в том числе на внутреннем рынке. |