|
Ольга Шишанова Одной из самых важных обсуждаемых проблем в рамках АЭФ-2016, проходящего в эти дни в Астане, стал вопрос регулирования потребительского рынка в Казахстане и на территории ЕАЭС с обязательным наращиванием инвестиций и справедливой конкуренцией
Современный бизнес своей целью видит 100-процентное обеление рынка и прозрачность налогообложения для всех игроков, а также выравнивание условий в трансграничной торговле и саморегулирование в отношениях между производителями и ритейлом. Но это в идеале. На деле все обстоит далеко не так, как хотелось бы, и в этой сфере присутствует множество проблем, которые, несмотря на существование ЕАЭС не первый год, до сих пор не решены. Во-первых, это проблема эквайринга (прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара). Несмотря на его внедрение в рамках ЕАЭС, в Казахстане до сих пор этот процесс идет “со скрипом”, а в России и вовсе, кажется, не думают на него переходить, поскольку свыше 80 процентов платежных операций в РФ по-прежнему совершается наличными. Между тем, по мнению председателя совета директоров исследовательской компании “BBCG Казахстан” Алексея Филатова, “эквайринг является неотъемлемой частью жизни сегодняшнего современного общества и во многом определяет не только развитие производственных возможностей, но даже культуру в наших странах”.
Во-вторых, поскольку речь идет об условиях для справедливой конкуренции, для развития инвестиций на потребительском рынке, еще одна проблема заключается в его регулировании. В-третьих, это так называемое настроение инвесторов, которые, по большому счету, определяют наличие количества и дальнейшее развитие современных компаний. И наконец, это глобальный контекст, который подразумевает взаимодействие рынка ЕАЭС с рынком мировым, но которое невозможно без решения вышеупомянутых трех вопросов. Однако, несмотря на многочисленные прогнозы, на разнообразную аналитику в вопросах развития глобальных и межстрановых рынков (хотя бы в рамках того же ЕАЭС), никто не в состоянии предвидеть того, каким на самом деле будет лет через пять как розничный торговец на своем рынке, так и продвинутый интернет-бизнес. В то же время все сходятся в одном - сегодня происходят глобальные изменения всех рыночных структур, рыночного бизнеса практически на 90 процентов, и происходит это под влиянием интернет-торговли. В этом же уверен и Алексей Филатов, по словам которого “интернет-торговля так или иначе, если не будет лидировать, то все равно будет занимать огромную долю на рынке”. Но только вот когда это будет - тоже вопрос номер один, потому что “с ним сталкиваются все участники ЕАЭС, все компании, которые работают на рынках стран России и Казахстана, Беларуси и Армении”. Дело в том, что если говорить о приеме безналичных платежей в традиционных магазинах, то ставка даже в самых крупных компаниях составляет 1-1,5 процента. Для интернет-торговли прием пластиковых карт доходит до 3,5 процента. “То есть, по сути, происходит дополнительный налог на оборот в розничных предприятиях”, - говорит Филатов. Вторая фундаментальная проблема в развитии интернет-торговли, которая, без сомнения, требует изменений в регулировании, заключается в неравных конкурентных условиях для локальных и зарубежных интернет-магазинов. То есть каким бы ни был порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов, огромная разница между бизнесом, который работает внутри стран ЕАЭС, и компаниями, которые занимаются экспортом товаров в страны Евразийского экономического союза, заключается в том, что резиденты оплачивают НДС, а компании, которые работают из-за рубежа, этого не делают. Проблему, причем в рамках ЕАЭС, придется так или иначе решать на правительственном уровне, потому что объем трансграничной торговли, например, в Казахстане, составляет 70 процентов. Это означает, что 70 процентов платежей, 70 процентов товаров, которые приходят в республику через интернет, не облагаются НДС. А значит, фактически цена на товар, который продают иностранные и казахстанские компании, отличается на 30 процентов. В России еще два-три года назад эта цифра была всего 10 процентов, сегодня она превысила планку в 35 процентов, и если, по прогнозам аналитиков, ситуация не изменится, то трансграничная торговля как России, так и Казахстана может перевалить за 80 процентов. На фоне массированного выхода на интернет-рынок стран ЕАЭС новых крупнейших мировых игроков это фактически означает прекращение развития деятельности национального ритейла. И это вполне может произойти, считает президент международного агентства эффективного управления и развития конкурентоспособности “PROFI-T” Гульнар Курбанбаева, поскольку “государственные органы считают торговлю просто самостоятельной отраслью, не рассматривая ее в системе производства, распределения, передвижения и реализации товаров конечному потребителю”. В итоге это может привести к тому, что “конечный этап любого цикла производства товаров остается вне поля зрения государств, порождая очередные сложности, так как торговля создает мультипликативный эффект, развивая целый ряд других отраслей - в сфере строительства, транспорта, в сфере оказания услуг самого разного типа”. Более того, ни в одной из пяти стран ЕАЭС нет ни одной программы, которая бы развивала как ритейлы, так и интернет-бизнес как часть торговли. “Все озабочены только тем, чтобы ужесточить и контролировать сферу торговли, но нет ни одного решения, которое бы регулировало этот сектор даже внутри стран ЕАЭС, не говоря о трансграничной торговле”, - сетует Курбанбаева. И даже в самой структуре комиссии ЕАЭС проблематика современного потребительского рынка разделена между многими министерствами, что приводит к разобщенности их действий. Поэтому ни о каком развитии и справедливой конкуренции или дальнейшем развитии рынка - розничного или интернет-рынка, о том, что в ЕАЭС должны заниматься сегодня решением проблем поставок товаров в третьи страны, пока говорить не приходится. Особенно учитывая момент снижения платежеспособности “своего” населения.
Астана |