|
Ярослава Науменко
Гостем на очередном заседании общественно-политического дискуссионного клуба “АйтPARK” стал Тулеген Жукеев, генеральный секретарь партии “Азат”, в прошлом - посол и высокопоставленный чиновник. Ныне - один из лидеров современной казахстанской оппозиции
Как в “предисловии” встречи заметил модератор Нурлан Еримбетов, “человек, который приносит в оппозиционные ряды некую респектабельность”. Бывший заместитель премьер-министра страны прошел “классический” путь руководителей советской эпохи - от станка до “большого кресла”, стоял у истоков нынешнего государства, и слово его уже интересно хотя бы тем бесценным опытом, который получают “отцы-основатели” империй.
Правда, в силу причудливых изгибов судьбы и собственных убеждений, Тулеген Жукеев, если выражаться афористично, состоит в “почтительной независимости” по отношению ко всем нынешним авторитетам: “Девяностые годы... Это было романтическое время... Так получилось, что я оказался в потоке истории рядом с нынешним лидером страны. Тогда люди быстро поднимались”.
Видев взлеты и падения оппозиции, которая не раз компрометировала себя попрошайничеством у властных дверей, Жукеев не питает относительно нее иллюзий. Впрочем, такие люди никого не склонны идеализировать. Кстати, сам Нурлан Еримбетов в одном из своих интервью как-то заметил: “Когда мы говорим о конкурентоспособности государства, то в первую очередь она должна быть внутри страны. И тогда конкурентная среда будет выбрасывать наиболее продвинутых людей вверх. В итоге вся страна будет конкурентной”.
Тулеген Жукеев видит в разнообразии мнений возможность этого самого прогресса.
- Даже Ельцин, который считал себя демократом, действовал, как истинный византийский император или русский царь. Единственное его достоинство в том, что он не преследовал СМИ и дал им полную свободу. А так... все, кто прошел коммунистическую школу, склонны к авторитаризму.
Сам гость, несмотря на свое коммунистическое прошлое (а кто тогда из ударников труда не был в партии?), не заканчивал партшколу (по его словам, сам удивлялся, отчего ж не брали), более того, считает, что все нынешние коммунисты просто обязаны покаяться в преступлениях своих партийных “пращуров”:
- Репрессии уничтожили лучших сыновей казахского народа. Я считаю, что нет персональной вины тысяч простых коммунистов, веривших в светлое будущее, но партия, которая заявляет, что является политической наследницей прежней Компартии (и ее репрессивной идеологии), - это иное дело...
А еще он, конечно же, верит в свой народ (который, правда, довольно инертен в политическом плане, но что поделаешь... Если перефразировать, то “народы не выбирают”).
- Если казахи в тоталитарный период не потерялись сами, сохранили себя как нацию, не потеряли язык, то в условиях независимости никакого коллапса с исчезновением языка быть не может. Не надо смотреть на мир апокалиптически.
Но если говорить о внешней политике, то наша драма в том, что ее многовекторность - это попросту флюгер! К чему это стремление войти во все международные организации (даже с разнонаправленными интересами)?!
Конечно, в силу множества причин (в том числе и ментальных, и генетических) ориентация на Россию будет, и с этим надо считаться. Но я скажу так: это не должно быть универсальным направлением на все времена, это неверно. А что, если завтра в России установится авторитарный режим, который пойдет на изоляцию от всего западного мира?
Это заставляют заподозрить последние действия некоторых политиков, которые в своей антизападной пропаганде сами не понимают, в какие опасные игры играют.
Сегодняшние политики больше озабочены самоутверждением, нежели, например, тем, что та же Россия все больше вооружения продает в Китай. В Синьцзян-Уйгурском округе уже существует мощнейшая военная группировка. Для чего??? Вместе с Россией стоит двигаться к некой кооперации с Европой (кстати, Россия уже член Совета Европы, и нам тоже надо вступать), но мы должны просчитывать все вперед и на 20, и на 30 лет.
И все-таки главный вопрос, который так и остался без ответа, - почему же нет среди оппозиционеров новых политических лидеров завтрашнего дня, искренних патриотов и харизматичных трибунов... Впрочем, во все времена людям казалось, что перевелись Данко с пламенными сердцами. Еще Николай Рязанов из “Юноны и Авось”, бунтарь из XIX века, печально констатировал: “Родилось рано наше поколение/Чужда чужбина нам и скучен дом... Расформированное поколение/ Мы в одиночку к истине бредем...”
Между тем в первом ряду сидели молодые журналисты, политологи и общественные деятели. Именно из их числа, по мнению Тулегена Жукеева, вырастут завтрашние политики. А значит, не все так печально, как иногда кажется. |