|
Ботагоз Омар
Впервые за 17 лет независимости 5 центрально-азиатских стран смогли выработать общую позицию по вопросам использования водно-энергетических ресурсов. Для Казахстана это может снять традиционную проблему наводнений в весенний и нехватки поливной воды на юге страны в летний периоды. Наша страна заплатит за это Кыргызстану углем и мазутом. Впрочем, это пустяки по сравнению с тем, чем расплачивается наш южный сосед - жесткой экономией электричества, которое теперь в зимнее время, будут подавать лишь 12 часов в сутки. И даже школьников с декабря по март отправят на каникулы
Соглашение, заключенное на период осенне-зимнего вегетационного периода 2008 - 2009 годов, удалось подписать 18 октября в Алматы на встрече вице-премьеров 5 государств Центральной Азии. Как сообщил в ходе селекторного совещания в правительстве заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев, документ был подписан лишь с третьей попытки. “Дело” сдвинулось лишь после вмешательства глав государств в Бишкеке.
Вице-премьер отметил, что в соответствии с договором Узбекистан, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по оказанию помощи Таджикистану и Кыргызстану, которые, в свою очередь, должны сохранить уровень воды в Токтогульском водохранилище.
Решение этого вопроса назревало давно, еще со времен распада Союза, при котором, как известно, действовала четкая и строгая система межреспубликанского водораспределения, обмена электроэнергией и поставок топливно-энергетических ресурсов.
Как известно, почти три четверти стока Амударьи формируется на территории Таджикистана, примерно такая же доля в формировании стока другой реки - Сырдарьи - приходится на Киргизию. Так как большую часть этих стран составляют горы, водные ресурсы не используются ими в аграрной сфере. Поэтому после распада Советского Союза они решили найти им применение в электроэнергетике.
Этот шаг не только избавлял их от энергетической зависимости от соседей, но и давал хорошую возможность стать крупными экспортерами электроэнергии. В то же время “нижним” по течению рек странам - Узбекистану, Туркменистану и Казахстану вода нужна именно для орошения полей.
Конфликт произошел зимой 1993 года, после того как Киргизия не погасила Узбекистану долги за поставленный газ. В ответ на это поставщик “голубого топлива” решил оставить должника без этого вида ресурсов. Бишкек отмалчиваться не стал. Власти страны распорядились перейти от ирригационного режима работы Токтогульского водохранилища к энергетическому и начать сброс воды. И так как эти шаги предпринимались в поспешном порядке, запуск турбин ГЭС привел к зимнему паводку, который с этого времени стал регулярным.
Перевод Токтогульской ГЭС на энергетический режим привел к повышению уровня воды на 6 кубометров в зимнее время и к его снижению в летний период. Как результат, на протяжении многих лет в конце февраля - начале марта юг нашей страны периодически страдает от наводнений, а летом сталкивается с другой проблемой - нехваткой поливной воды.
Это ставит Казахстан перед дилеммой: отвести основную часть зимних сбросов воды в Чардаринское водохранилище, плотина которого может не выдержать такого напора, или направлять избытки воды в Сырдарью, что в свою очередь грозит проблемой затопления Кызылорды.
От таких мер страдает и Узбекистан, принимающий аварийные сбросы в Арнасайскую впадину. Причем эта вода непригодна ни для питья, ни для орошения. В то время, как Узбекистан ежегодно теряет от этого 700 миллионов долларов, Кыргызстан от выработки электроэнергии, получаемой за счет Токтогульской ГЭС, получает всего 100 миллионов долларов.
В свою очередь, Казахстан долгое время размышлял, нужно ли на Сырдарье вблизи поселка Коксарай Южно-Казахстанской области возводить новое водохранилище-контррегулятор, которое, по подсчетам экспертов, обойдется в 223 миллиона долларов. Благодаря этому площадь орошаемых земель в Кызылординской области может быть увеличена на 30 тысяч гектаров. Одновременно водохранилище будет спасать населенные пункты от наводнений. По словам министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Божко, учитывая, что ущерб от наводнения в ЮКО весной этого года составил 130 миллионов, такие траты можно признать целесообразными.
Однако власти не теряли надежды, что с соседями можно найти компромисс. Ведь между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном уже подписывались четырехсторонние договоры, которые, правда, прекратили свое действие в 2004 году. Теперь же к подписанию нового соглашения удалось привлечь еще и Туркменистан, без электроэнергии которого невозможно сбалансировать энергосистему Центральной Азии. В соответствии с договором, Туркменистан взял на себя обязательства продать дополнительные объемы электроэнергии Таджикистану и Кыргызстану. Узбекистан взял на себя обязательства обеспечить транзит электроэнергии. Кроме прописанных в контрактах объемов газа он будет поставлять Кыргызстану дополнительно 150 миллионов кубов голубого топлива. В свою очередь, Казахстан будет поставлять мазут и уголь южному соседу, а также, по словам вице-премьера, сделает предоплату за электроэнергию в следующий вегетационный период.
В ответ на это Кыргызстан введет очень жесткую экономию электроэнергии. В этой стране в зимнее время будет обеспечено 30-процентное ограничение электроэнергии. Свет будет поставляться 12 часов в сутки. Вопрос экономии энергоресурсов даже подтолкнул власти страны на введение каникул для школьников в период с декабря по март. “У них очень жесткая экономия, чтобы 1 апреля, с началом вегетационного периода, на Токтогуле было воды, по крайней мере, не меньше, чем в этом году, - подчеркнул Умирзак Шукеев. - Впрочем, несмотря на положительное решение вопроса, нам надо готовиться к худшему варианту”.
Астана |