|
Алан Байтенов Печатные средства массовой информации, так считают коллеги, вымирают и окончательно вымрут в ближайшее время. Закрывается одна из крупнейших в Казахстане сетей по продаже скоропортящейся продукции - периодики. Сеть, по нашим меркам, крупная - около 33 процентов рынка и примерно 350 киосков. Собственно, вот он коллапс-то этой сферы - всего 350 киосков и уже целых 33 процента рынка. Кстати, в мире принят такой стандарт - один киоск на 2000 человек. При таком количестве сокращается возможность информировать граждан и влиять на их мнение
И вот сейчас, по идее, в дело должно вмешаться государство. Все относительно просто: читатель, тот, что еще остался, - чрезвычайно важный ресурс. Именно он продолжает поддерживать отечественные печатные СМИ. Которые, к слову, за свой счет исполняют важную роль - вовремя информируя, поддерживают связь аппарата и электората. Как же сделать отечественный печатный продукт привлекательным в эпоху всепроникающего интернета? Или поставить вопрос немного иначе: как сохранить точки продажи газет, наладить сбыт сегодня, когда у каждого есть свой терминал доступа к Сети. Понятно, что никто не желает связываться с разорительным делом. И проще использовать точки для продажи сигарет, напитков и батончиков. При этом газеты делать не основным, а сопутствующим товаром. С точки зрения бизнеса при таком раскладе вполне можно жить. Собственно - и живут. Но вот в чем дело: печатное слово исполняло и исполняет свою главную миссию - формирует общественную позицию. Делает это по-своему и по-особенному - проникнет даже туда, куда еще не провели связь. Да, в наше время есть и такое. А еще печатное слово, выступая транслятором идей, вольно или невольно находится на службе у государства. И совершенно неважно - разделяет ли газета курс правящей вертикали или наоборот, жестко критикует и ищет объективные недостатки. Все делают одно дело - рассказывают о своей стране, проповедуя порядок, спокойствие и соблюдение гражданских законов. А также разыскивают шероховатости и занозы, подсказывают точное их местонахождение. Цель, повторимся, одна - привлечь внимание своего читателя, гражданина, неравнодушного к проблемам общества. На это выделяют дотации. Даже в суперрациональном капиталистическом обществе, где деньги, безусловно, считать умеют. Что будет, если периодика, которая оформлена по закону, имеет лицензию и прочие разрешения, вдруг перестанет продаваться - негде просто. Пустоту не потерпят и всегда найдут замену. Читать, конечно, продолжат, но вот нашу ли прессу? Впитают ли те идеи, которые нам хочется? Проекты с откровенно иностранным участием выживут и так. Есть цели, есть задачи, понятные только учредителям, которые для их достижения денег не считают. И им совершенно неважно, что газета отпускается гораздо дешевле себестоимости. Такой продукт может и вовсе не продаваться - он идет параллельно с каким-либо делом. Хорошо, если оно направлено на обеспечение стабильности в стране. Их не сильно волнует, что точки продаж требуют серьезную оплату за ликвидное место на прилавке - они с удовольствием его купят, да еще и добавят за местный промоушн. Им неважно, сколько требует за свои услуги типография, сколько стоят бумага, краска, запасные части к печатным станкам, распространение и в целом тенге по отношению к другим валютам. Конечно же, конкурировать отечественным СМИ с такими проектами почти невозможно. Ведь замкнутый круг получается - у тебя дефицит денег на продвижение своего товара, следовательно, ты не можешь увеличить тираж, качество и читабельность. Между прочим, если взять, к примеру, местные телеканалы, ни у кого даже мысли не возникает взять и отрезать общедоступное вещание, что можно поймать, условно, металлической спицей. Ведь правда - гораздо проще формировать общественное мнение не жесткой цензурой некоторых проектов, а доступностью наших СМИ. И вроде бы об этом мы так часто слышим с высоких трибун. Главный ресурс - люди. И за тех, кто еще остался с нами, надо держаться очень цепко. Вот где в игру должно вступить государство. Только в его силах изменить ситуацию, создать условия, в которых отечественный производитель будет иметь безоговорочное преимущество. Причем прямые дотации не всегда полезны - это расслабляет. Достаточно снизить налоговую нагрузку, использовать государственный ресурс для распространения по льготным тарифам и пересмотреть налогообложение тех точек, которые берут на продажу отечественную печать. Ведь это могут быть совершенно разные места - от супермаркетов до национальных перевозчиков. Это ли не дополнительный стимул покупать наше? Сейчас все иначе. И проблемы, о которых говорят коллеги из печатных СМИ, возникают лишь потому, что у государства нет цели сделать прессу действительно доступной каждому человеку.
Рудимент или дело будущего? На кухню обычно не пускают. Первый, простите, прицепилось, пост, выглядит не иначе как попытка что-нибудь выклянчить и оправдать строгую линейность многих наших СМИ. Не прямолинейность, а именно линейность - взял и без искажений ретранслировал. Сегодня это больше называют посредственностью и неконкурентоспособностью. Мол, а где же то самое журналистское мастерство, которое оказывается погребено еще в минувшей эпохе? Что-то подсказывает, что это разные вещи - блестящая игра слова и право свободного доступа к информации, что гарантировано Конституцией. Да, совмещать это никто не запрещает, но вот законы тоже не очень весело читать, а ведь полезно. Можно сколько угодно искать недочеты в отечественном продукте, однако он все же является альтернативой. Сейчас хотелось бы отвлечься и вспомнить историю с процессорами “Эльбрус”. Как известно, Россия полностью форматирует свою оборонку. И в этом деле - обеспечения национальной безопасности - нет мелочей. Лидеры мирового рынка вычислительной техники предлагают лучшие и самые производительные решения. Правда, программные инструкции этих машин никто, кроме производителя, не знает. “Эльбрус” - процессор не самый быстрый по нынешним меркам. Но его хватает, чтобы рассчитать, к примеру, траекторию полета баллистической ракеты - это чтобы защититься. И главное - этот процессор сделан дома, он прозрачен до каждого транзистора. Собственно, только поэтому производство получает госзаказ. А может, лучше взять в качестве примера оппозиционную прессу? Мы говорим сейчас только о тех продуктах, что работают по нашим законам и финансируются из местных источников. Какова их роль? Это истинные патриоты - они берут на себя мужество найти нечто противозаконное и отвратительное, что есть в нашем обществе. Разве можно обойтись без этого механизма? Любое СМИ работает на государство. Сегодняшнее или будущее. Газета была документом и им остается. Может быть, и останется, если что-то все же попытаются сделать.
“Гнилой” Запад и непродажное слово Да, любая помощь от государства средствам массовой информации сегодня подается определенными силами как покупка лояльности. А вот, мол, на Западе капиталистическом все только и делают, что выживают сами. И пресса, конечно, тоже. Занималась этой темой Российская ассоциация распространителей печатной продукции. К слову, исследование было на тему дотаций СМИ от государства и как следствие устойчивое, поэтапное формирование европейских ценностей. Вот к какому выводу пришли специалисты. В Испании для печатных СМИ применяется сниженная ставка налогообложения. Причем она соответствует категории товаров первой необходимости. Все это позволяет сохранять подписку, а также покрывать расходы на доставку и печать. Во Франции, когда рынок печатных СМИ стал резко сокращаться, приняли решение обеспечить бесплатной подпиской на любое издание всю молодежь. Расходы покрывает государство. Конечно же, есть и другие льготы - печатников освобождают от профессионального налога, а также снижают ставки налогообложения на доход. Причем очень существенно - 2,1 процента против 19,6. Причем у президента Франции, а также его администрации есть почетная обязанность - там всегда активно поддерживают печатные СМИ, проводя на их базе национальные рекламные кампании. Все это дает почти самый большой объем господдержки СМИ на душу населения в Европе - более 60 евро на одного гражданина. То есть более 20 000 тенге в год тратится на то, чтобы люди читали газеты. Не важно какие, лишь бы свои. В Швеции также высоко ценят печатное слово. И здесь работают сразу несколько механизмов дотаций. К примеру, государство субсидирует расходы на доставку прессы организациям-распространителям. Да, размер не велик - около одного евро на 100 экземпляров при продажах до семи миллионов единиц. Но все же гарантированный объем помощи есть. Следующий механизм поддержки некоторым покажется удивительным и расточительным - в Швеции существует прямое инвестирование в не самые популярные региональные газеты. Потому что им тяжело тягаться с центральной прессой. Это не говоря уже о налоговых льготах, льготных тарифах на почтовые услуги, освобождения всех газет от НДС. А вот следующая мера вообще беспрецедентна - государственные СМИ освобождены от налогов на доходы от рекламы. Далее исследователи переходят к Норвегии. В этой стране все почти так же, как и в Швеции, но есть еще субсидии на газетную бумагу. Финляндия тоже ценит силу печати - здесь помогают не только государственным СМИ, но и коммерческим. Вот где самые большие дотации на душу населения - до 130 евро в год. Это, конечно же, комплекс мер, и он обеспечивает распространение по подписке до 86 процентов всех тиражей страны. Германия в деле помощи своим печатным СМИ - не исключение. Например, газеты и типографии платят всего семь процентов налога на добавленную стоимость против почти 19 процентов для всех остальных. А еще есть программа бесплатной подписки для учащихся школ. Крепко поддерживают печатные СМИ и в Англии - ноль процентов НДС. И в Дании, где кроме отсутствия некоторых налогов есть серьезные льготы на почтовые услуги и распространение. Причем в этой стране могут дать хорошую и почти бесплатную ссуду на новый интересный проект. Перечислять можно долго - уважают и понимают значимость печатного слова и в Голландии, и в Австрии, и в Италии. Можно ли сказать, что в этих странах нет свободы слова? Или же их СМИ абсолютно провластные, что поддерживают любое слово правительства? А может быть, печать там популярна из-за отсутствия доступа к интернету, который давит печатников, радио и телевидение в другом мире? Есть доступ, и еще какой - неограниченный. И именно поэтому печатные СМИ получают столь масштабную государственную поддержку, чтобы удержать человека в нужном информационном поле. Закрытие одной из контор по распространению периодики - повод задуматься над тем, что происходит у нас уже давно. А именно, что можно окончательно потерять то, что было накоплено годами - аудиторию. Нельзя сказать, что государство полностью отказалось от помощи печатному сектору. Однако не всегда господдержка, которая имеет форму живых денег и подвергает соблазну направить их не по назначению, достигает своей цели - расширить круг читателей и донести нужную информацию до каждого. Ведь гораздо правильнее облегчить работу печатных СМИ, облачив дотации в льготы и скидки. Важно, чтобы пустот не было. Их обязательно займут, и вот тогда может оказаться слишком поздно. |