ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Брошенное слово События

Алан Байтенов
Печатные средства массовой информации, так считают коллеги, вымирают и окончательно вымрут в ближайшее время. Закрывается одна из крупнейших в Казахстане сетей по продаже скоропортящейся продукции - периодики.
Сеть, по нашим меркам, крупная - около 33 процентов рынка и примерно 350 киосков. Собственно, вот он коллапс-то этой сферы - всего 350 киосков и уже целых 33 процента рынка. Кстати, в мире принят такой стандарт - один киоск на 2000 человек. При таком количестве сокращается возможность информировать граждан и влиять на их мнение

И вот сейчас, по идее, в дело должно вмешаться государство. Все относительно просто: читатель, тот, что еще остался, - чрезвычайно важный ресурс. Именно он продолжает поддерживать отечественные печатные СМИ. Которые, к слову, за свой счет исполняют важную роль - вовремя информируя, поддерживают связь аппарата и электората.
Как же сделать отечественный печатный продукт привлекательным в эпоху всепроникающего интернета? Или поставить вопрос немного иначе: как сохранить точки продажи газет, наладить сбыт сегодня, когда у каждого есть свой терминал доступа к Сети. Понятно, что никто не желает связываться с разорительным делом. И проще использовать точки для продажи сигарет, напитков и батончиков. При этом газеты делать не основным, а сопутствующим товаром. С точки зрения бизнеса при таком раскладе вполне можно жить. Собственно - и живут.
Но вот в чем дело: печатное слово исполняло и исполняет свою главную миссию - формирует общественную позицию. Делает это по-своему и по-особенному - проникнет даже туда, куда еще не провели связь. Да, в наше время есть и такое. А еще печатное слово, выступая транслятором идей, вольно или невольно находится на службе у государства. И совершенно неважно - разделяет ли газета курс правящей вертикали или наоборот, жестко критикует и ищет объективные недостатки. Все делают одно дело - рассказывают о своей стране, проповедуя порядок, спокойствие и соблюдение гражданских законов. А также разыскивают шероховатости и занозы, подсказывают точное их местонахождение. Цель, повторимся, одна - привлечь внимание своего читателя, гражданина, неравнодушного к проблемам общества.
На это выделяют дотации. Даже в суперрациональном капиталистическом обществе, где деньги, безусловно, считать умеют. Что будет, если периодика, которая оформлена по закону, имеет лицензию и прочие разрешения, вдруг перестанет продаваться - негде просто. Пустоту не потерпят и всегда найдут замену. Читать, конечно, продолжат, но вот нашу ли прессу? Впитают ли те идеи, которые нам хочется?
Проекты с откровенно иностранным участием выживут и так. Есть цели, есть задачи, понятные только учредителям, которые для их достижения денег не считают. И им совершенно неважно, что газета отпускается гораздо дешевле себестоимости. Такой продукт может и вовсе не продаваться - он идет параллельно с каким-либо делом. Хорошо, если оно направлено на обеспечение стабильности в стране.
Их не сильно волнует, что точки продаж требуют серьезную оплату за ликвидное место на прилавке - они с удовольствием его купят, да еще и добавят за местный промоушн. Им неважно, сколько требует за свои услуги типография, сколько стоят бумага, краска, запасные части к печатным станкам, распространение и в целом тенге по отношению к другим валютам. Конечно же, конкурировать отечественным СМИ с такими проектами почти невозможно. Ведь замкнутый круг получается - у тебя дефицит денег на продвижение своего товара, следовательно, ты не можешь увеличить тираж, качество и читабельность.
Между прочим, если взять, к примеру, местные телеканалы, ни у кого даже мысли не возникает взять и отрезать общедоступное вещание, что можно поймать, условно, металлической спицей. Ведь правда - гораздо проще формировать общественное мнение не жесткой цензурой некоторых проектов, а доступностью наших СМИ. И вроде бы об этом мы так часто слышим с высоких трибун.
Главный ресурс - люди. И за тех, кто еще остался с нами, надо держаться очень цепко. Вот где в игру должно вступить государство. Только в его силах изменить ситуацию, создать условия, в которых отечественный производитель будет иметь безоговорочное преимущество. Причем прямые дотации не всегда полезны - это расслабляет. Достаточно снизить налоговую нагрузку, использовать государственный ресурс для распространения по льготным тарифам и пересмотреть налогообложение тех точек, которые берут на продажу отечественную печать. Ведь это могут быть совершенно разные места - от супермаркетов до национальных перевозчиков. Это ли не дополнительный стимул покупать наше?
Сейчас все иначе. И проблемы, о которых говорят коллеги из печатных СМИ, возникают лишь потому, что у государства нет цели сделать прессу действительно доступной каждому человеку.

 

 

Рудимент
или дело будущего?
На кухню обычно не пускают.
Первый, простите, прицепилось, пост, выглядит не иначе как попытка что-нибудь выклянчить и оправдать строгую линейность многих наших СМИ. Не прямолинейность, а именно линейность - взял и без искажений ретранслировал. Сегодня это больше называют посредственностью и неконкурентоспособностью. Мол, а где же то самое журналистское мастерство, которое оказывается погребено еще в минувшей эпохе? Что-то подсказывает, что это разные вещи - блестящая игра слова и право свободного доступа к информации, что гарантировано Конституцией. Да, совмещать это никто не запрещает, но вот законы тоже не очень весело читать, а ведь полезно.
Можно сколько угодно искать недочеты в отечественном продукте, однако он все же является альтернативой. Сейчас хотелось бы отвлечься и вспомнить историю с процессорами “Эльбрус”. Как известно, Россия полностью форматирует свою оборонку. И в этом деле - обеспечения национальной безопасности - нет мелочей. Лидеры мирового рынка вычислительной техники предлагают лучшие и самые производительные решения. Правда, программные инструкции этих машин никто, кроме производителя, не знает. “Эльбрус” - процессор не самый быстрый по нынешним меркам. Но его хватает, чтобы рассчитать, к примеру, траекторию полета баллистической ракеты - это чтобы защититься. И главное - этот процессор сделан дома, он прозрачен до каждого транзистора. Собственно, только поэтому производство получает госзаказ.
А может, лучше взять в качестве примера оппозиционную прессу? Мы говорим сейчас только о тех продуктах, что работают по нашим законам и финансируются из местных источников. Какова их роль? Это истинные патриоты - они берут на себя мужество найти нечто противозаконное и отвратительное, что есть в нашем обществе. Разве можно обойтись без этого механизма?
Любое СМИ работает на государство. Сегодняшнее или будущее. Газета была документом и им остается. Может быть, и останется, если что-то все же попытаются сделать.

 

“Гнилой” Запад
и непродажное
слово
Да, любая помощь от государства средствам массовой информации сегодня подается определенными силами как покупка лояльности. А вот, мол, на Западе капиталистическом все только и делают, что выживают сами. И пресса, конечно, тоже. Занималась этой темой Российская ассоциация распространителей печатной продукции. К слову, исследование было на тему дотаций СМИ от государства и как следствие устойчивое, поэтапное формирование европейских ценностей.
Вот к какому выводу пришли специалисты. В Испании для печатных СМИ применяется сниженная ставка налогообложения. Причем она соответствует категории товаров первой необходимости. Все это позволяет сохранять подписку, а также покрывать расходы на доставку и печать.
Во Франции, когда рынок печатных СМИ стал резко сокращаться, приняли решение обеспечить бесплатной подпиской на любое издание всю молодежь. Расходы покрывает государство. Конечно же, есть и другие льготы - печатников освобождают от профессионального налога, а также снижают ставки налогообложения на доход. Причем очень существенно - 2,1 процента против 19,6. Причем у президента Франции, а также его администрации есть почетная обязанность - там всегда активно поддерживают печатные СМИ, проводя на их базе национальные рекламные кампании.
Все это дает почти самый большой объем господдержки СМИ на душу населения в Европе - более 60 евро на одного гражданина. То есть более 20 000 тенге в год тратится на то, чтобы люди читали газеты. Не важно какие, лишь бы свои.
В Швеции также высоко ценят печатное слово. И здесь работают сразу несколько механизмов дотаций. К примеру, государство субсидирует расходы на доставку прессы организациям-распространителям. Да, размер не велик - около одного евро на 100 экземпляров при продажах до семи миллионов единиц. Но все же гарантированный объем помощи есть.
Следующий механизм поддержки некоторым покажется удивительным и расточительным - в Швеции существует прямое инвестирование в не самые популярные региональные газеты. Потому что им тяжело тягаться с центральной прессой. Это не говоря уже о налоговых льготах, льготных тарифах на почтовые услуги, освобождения всех газет от НДС. А вот следующая мера вообще беспрецедентна - государственные СМИ освобождены от налогов на доходы от рекламы.
Далее исследователи переходят к Норвегии. В этой стране все почти так же, как и в Швеции, но есть еще субсидии на газетную бумагу.
Финляндия тоже ценит силу печати - здесь помогают не только государственным СМИ, но и коммерческим. Вот где самые большие дотации на душу населения - до 130 евро в год. Это, конечно же, комплекс мер, и он обеспечивает распространение по подписке до 86 процентов всех тиражей страны.
Германия в деле помощи своим печатным СМИ - не исключение. Например, газеты и типографии платят всего семь процентов налога на добавленную стоимость против почти 19 процентов для всех остальных. А еще есть программа бесплатной подписки для учащихся школ.
Крепко поддерживают печатные СМИ и в Англии - ноль процентов НДС. И в Дании, где кроме отсутствия некоторых налогов есть серьезные льготы на почтовые услуги и распространение. Причем в этой стране могут дать хорошую и почти бесплатную ссуду на новый интересный проект. Перечислять можно долго - уважают и понимают значимость печатного слова и в Голландии, и в Австрии, и в Италии.
Можно ли сказать, что в этих странах нет свободы слова? Или же их СМИ абсолютно провластные, что поддерживают любое слово правительства? А может быть, печать там популярна из-за отсутствия доступа к интернету, который давит печатников, радио и телевидение в другом мире? Есть доступ, и еще какой - неограниченный. И именно поэтому печатные СМИ получают столь масштабную государственную поддержку, чтобы удержать человека в нужном информационном поле.
Закрытие одной из контор по распространению периодики - повод задуматься над тем, что происходит у нас уже давно. А именно, что можно окончательно потерять то, что было накоплено годами - аудиторию. Нельзя сказать, что государство полностью отказалось от помощи печатному сектору. Однако не всегда господдержка, которая имеет форму живых денег и подвергает соблазну направить их не по назначению, достигает своей цели - расширить круг читателей и донести нужную информацию до каждого. Ведь гораздо правильнее облегчить работу печатных СМИ, облачив дотации в льготы и скидки. Важно, чтобы пустот не было. Их обязательно займут, и вот тогда может оказаться слишком поздно.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение