Мадина Меирманова Нацбанк ввел ограничения на обмен валюты и обязал обменные пункты не допускать дефицита иностранной валюты и тенге
В последний день зимы Нацбанк изменил правила работы обменных операций с наличной иностранной валютой. Теперь удостоверяющий личность документ будет требоваться при обмене миллиона тенге и выше (раньше эта граница составляла два миллиона). Кроме того, согласно новым правилам, обменные пункты обязаны иметь договор с банком (уполномоченным, одним или несколькими). Причем небанковские обменники обязаны заключить такой договор до конца марта. Договор этот будет давать возможность обменным пунктам экстренно покупать-продавать валюту в случае ее дефицита в обменнике. Таким образом, власти надеются избежать в будущем искусственного ажиотажа, когда в обменных пунктах просто заканчивалась валюта. Теперь если в обменном пункте гражданину откажут в обмене валюты в связи с ее отсутствием, то обменный пункт обязан выдать справку в произвольной форме с указанием вида и суммы валюты, отсутствующей в обменном пункте, даты и времени выдачи справки. И гражданин может пожаловаться на такой обменник в местное отделение Нацбанка.
Взамен обменникам разрешили не привязывать устанавливаемый курс к рабочему времени KASE, а дали возможность “устанавливать в выходные и праздничные дни обменный курс, адекватно отражающий изменения на валютном рынке”. Причем речь идет о праздничных и выходных днях. Если с праздничными еще можно согласиться, то с традиционными выходными, когда, собственно, не работают все биржи мира, ситуация выглядит странно. Согласно заявлению Нацбанка, “банковские и небанковские обменные пункты будут вправе изменять установленные курсы покупки и продажи иностранной валюты в выходные и праздничные дни и, соответственно, работать в привычном режиме как на покупку, так и на продажу по одному и тому же виду валюты”. То есть фактически работать “как захочется” или как подсказывают риски начала следующей недели? По сути, Нацбанк дал карт-бланш на самостоятельное определение обменными пунктами стоимости казахстанской валюты в дни, когда отечественная фондовая биржа не работает. При этом разница курса покупки от курса продажи иностранной валюты остается прежней: для доллара США - 6 тенге, для евро - 7 тенге. Видимо, таким образом, Национальный банк намерен не допускать в дальнейшем ажиотажа вокруг скупки-продажи иностранной валюты в РК и вместе с тем отслеживать наиболее рьяных “валютчиков”. Наверное, это вписывается в общий концепт контроля на данном рынке и каким-то образом затрагивает дедолларизацию экономики. Впрочем, все попытки снизить уровень дедолларизации экономики страны и привить гражданам любовь (и, главное, доверие) к национальной валюте у отечественных финансистов успехом не увенчались.
Астана |