|
Алан Байтенов Скоро весна. И в Алматы вновь появятся платные парковки вдоль обочин. По крайней мере, сегодня уже объявлен конкурс на определение лучших частников, которые вновь будут зарабатывать на горожанах и общественной территории. Как помнит читатель, платную парковку в городе признали незаконной по причине неучтенности нала. Деньги по копеечке собирались в огромный финансовый поток (более 440 миллионов тенге в год) и уходили в неизвестном направлении. Что же изменилось сегодня, раз решено опять вернуться к технологиям поборов из прошлого?
|
Вспомним август-сентябрь прошлого года. Тогда в Алматы сменилась управляющая команда. И одна из их прорывных инициатив - убрать “жилеты” с дороги, тем самым нейтрализовать черную кассу и кормушку не известных общественности людей. Деньги, по большому счету, были неподотчетны, и пользы горожане от этих поборов не ощущали. Естественно, подобные сборы шли вразрез с налоговым законодательством. В общем, решение было принято - “жилеты” уходят в прошлое, платная парковка объявлена вне закона, договоры аренды расторгнуты. Правда, позже, что называется “мелким шрифтом”, нам попытались объяснить - это временно. А в мае 2016 года, после ввода пока еще никому не известной системы единой оплаты парковки в городе, все вернется. Но тогда этому большого значения не придали - мол, май 2016 года еще далеко, и что будет потом, не известно. Главное - акимат наконец начал наводить порядок в городе, объявив войну черной кассе и расторгнув все соглашения на использование земель общественного пользования. Ведь, правда, чем еще является дорога, а также ее обочина? Естественно, запрет не касался частных территорий - там и условия, и тарификация, и налоги. И вот теперь мы узнаем - в данный момент подбираются кандидатуры на “передачу парковок в доверительное управление частным компаниям”. Старый порядок возвращается. Может быть, всего за семь месяцев (парковку объявили вне закона 1 ноября 2015 года) что-то на самом деле изменится? И специалистам вдруг удалось придумать способ, как вывести черную кассу на чистую воду? А деньги здесь на самом деле немалые. Есть даже расчеты инициаторов закрытия платных парковок. Так, в час серые парковщики собирали около 300 тысяч тенге. В день - около 1,2 миллиона тенге. А в год - более 440 миллионов тенге. И как-то не очень верится, что найден способ вывести из тени эти средства. Ведь, правда, около каждого живого паркомата проверяющего не поставишь. Да и стоит вспомнить, как провалился этот бизнес-проект, только однажды попытавшись стать белым. Ведь бизнесу уже отдавали парковки, и они ставили специальные машины, и брали в штат людей, и даже пытались платить налоги. Но при белом свете дело оказалось совершенно нерентабельным. Иначе как еще объяснить скорое его закрытие - примерно через три-четыре месяца паркоматы отключили от сети, а официальных сотрудников разогнали. В общем, не справились. Кроме того, никогда раньше не могли наладить четкое поступление средств от платных парковок в бюджет города. Алматинцы помнят - требуют деньги за постой около пятнадцати лет, а общественность даже и не предполагает, сколько за это время поступило в бюджет. Да, были варианты, но все так и осталось на уровне попыток. Вот, к примеру, создание так называемой карусели, когда установка, занимая место всего двух автомобилей, способна принять до десяти. Ее, что находилась во дворах гастронома “Юбилейный”, открывали с помпой и вещали, мол, за этим будущее. Но дальше как-то не пошло. Опять-таки - черная материя перетянула. А парковочный бизнес если и мог работать, то только в тени. Прямо какое-то проклятие. Конечно, выступать полностью за отсутствие платных парковок, особенно в тесном городе, было бы недальновидно. Тем более что подобный порядок принят практически во всех крупных городах мира. Но там и ответственность за коррупционные преступления, и уклонение от уплаты налогов совершенно иные. Что было сделано у нас? Даже указав на непорядочную деятельность организаций, что собирали деньги с автомобилистов, у них просто отобрали землю. Причем им не принадлежащую. На этом все - ни тебе разбирательств по линии налоговых органов, ни показательных процессов. А деньги-то, повторимся, на самом деле немалые. Особенно если учесть, что собирали их больше пятнадцати лет. Когда отменили платную парковку в городе, с облегчением вздохнули все. Но особенно жители центра города. Ведь из-за того, что все обочины отдали коммерсантам, жить им стало гораздо сложнее. Ведь многие автолюбители, особенно приезжие, платить по часам не хотели. Понять можно - зачем кормить неизвестно кого? Поэтому для стоянки начали использовать дворы. Как это осложняет жизнь, рассказывать, наверное, не стоит. Причем был такой вот законодательный казус - дворы от нежелательных гостей закрывать запрещали законом. Мол, общественная территория. При этом никто не обращал внимания на то, что содержание территорий велось исключительно за счет собственников квартир, которые создавали условия опять-таки неизвестно для кого. Впрочем, многие горожане пусть и не с большим удовольствием, но согласились бы на платную парковку в городе. Но только в том случае, если бы знали, куда идет каждый тенге и как конкретный человек способен улучшить климат в своем городе. И вроде как в этом должна помочь единая системы оплаты. Но мы даже не представляем, как она работает. Создали и презентовали ее, по всей видимости, очень камерно и кулуарно. И после этого можно ли верить, что она позволит сделать все чисто и честно? Ведь, в конце концов, под крылом программы единой системы оплаты парковки можно нанять субподрядчика. А это тот же “жилет”, что работает по принципу “два мне, один в бюджет”, но только немного иного масштаба. Единственный вариант - принять абсолютно безналичный и подконтрольный антикоррупционному ведомству способ расчета. Иначе изменится лишь форма собственности, а ситуация с неучтенной наличкой останется. Кстати, решение о сдаче, к примеру, в аренду под организацию платной парковки общественных территорий, которыми по праву являются обочины дорог, также должно обсуждаться с привлечением общественной группы, но никак не на закрытых собраниях. Ведь мы должны как минимум знать, за что нам предлагают платить дважды - дороги и прочая инфраструктура были созданы за счет общественных, бюджетных средств. Введение старого порядка никем не учтенных поборов - большой шаг назад. И как-то нелогично получается - с одной стороны, власти борются с засадами и мздоимством среди сотрудников дорожной, как принято сейчас говорить, патрульной полиции. А с другой - планируют вернуть “жилеты”, что продолжат собирать дань. Ведь, по сути это одно и то же - такой вот привет из 90-х прошлого столетия. А еще, если новая городская команда воспользуется технологиями прошлого, к сожалению, потеряет те положительные “очки”, с которых началась их карьера на новом месте. |