|
Деньги, конечно, не панацея, но очень хорошо помогают против бедности
Вынь да положь
Банкам на этой неделе дали денег. Дали много. Чтобы банки не лопнули. И если ранее они чуть не лопались от потока зарубежных кредитов, то теперь они попросили их спасти от последствий своего неуемного аппетита. И получают как бы скорую помощь. За свою неадекватную диету - помощь от нашего государства. То есть получат за наш счет.
О проблемах в финансовом секторе страны, а точнее, о банковском “качании” говорено-переговорено с прошлого года, когда пришло время платить за дешевые кредиты, набранные “под нефть” у “щедрых” заморских кредиторов. Мировые рейтинговые агентства тогда резко снизили рейтинги казахстанских банков, крупные компании стали выводить из них деньги. Впрочем, эта история широко известна.
Однако известно и другое, но об этом сегодня почему-то предпочитают не вспоминать. В ответ на снижение рейтинга правительство и госфонд “Казына” рассматривали вопрос о выкупе акций казахстанских компаний, обращающихся на международных фондовых биржах, и должны были создать “своего рода стабилизационный фонд для поддержки отечественных коммерческих банков” объемом около 4 миллиардов долларов.
Была ли реализована эта инициатива? И если была, то как? И где деньги?
Дело в том, что сама эта операция была чревата ухудшением дефицита текущего баланса. Об этом предупреждали и независимые эксперты, и даже люди в правительстве. Денег на выкуп акций требовалось много. Стоимость казахстанских бумаг, торгующихся на зарубежных биржах, составляла около 18 миллиардов долларов. Это, напомним, на 2 миллиарда долларов больше доходной части бюджета Казахстана, на 2 миллиарда долларов меньше Нацфонда и примерно равно всем золотовалютным запасам страны.
Мы напомнили об этом лишь затем, чтобы уточнить: нынешнее положение в банках и финансах (а понятие “кризис”, как известно, упоминать ныне небезопасно) связано не только, а может, и не столько с происходящим за пределами нашей страны. Но и с тем, как у нас реализуются некоторые решения, постановления и даже законы. И реализуются ли они вообще.
Зато зримо реализовалась бездумная, если не сказать больше, тактика легкого накопления и обман основной массы населения. Вспомните банковскую рекламу начала прошлого года: “Хотите кредиты без залога и вообще каких-либо гарантий?” В СМИ каждый день давил информационный прессинг о процветании, обогащении и росте финансовых структур. Все это создавало иллюзию их устойчивости и развития.
Но все это оказалось липой, враньем. Вернее, это было липой изначально, и люди, которые об этом пытались предупредить, писавшие и говорившие об этом, выглядели тогда диссидентами и злопыхателями.
Кто же сегодня все-таки ответит - нет, не за то, что произошло, у нас ведь отвечают совсем за другое, - ответит хотя бы на часть наших естественных вопросов?
Почему, например, мощный инвестиционный бум, освоение богатейших природных ресурсов страны привели к огромному росту государственного долга, непропорциональному росту банковских заимствований, насчитывающих сейчас, по некоторым оценкам, 40 миллиардов долларов? Почему окологосударственные и квазигосударственные корпорации становятся инструментами кланового обогащения, а не институтами реализации столь жизненно важных государственных программ?
Конечно, никаких ответов никто не получит. Потому что самое главное в нынешней ситуации - это избежать паники. Мы тоже хотим ее избежать. Но и замалчивать происходившее, происходящее и грядущее - это не менее, а иногда гораздо более опасно. |