|
Алан Байтенов Поправки в Закон “О дорожном движении” вызвали бурное обсуждение в мажилисе. Напомним, что на прошлой неделе они были одобрены в первом чтении. Кроме размеров штрафов, красивых номеров и методов организации движения депутаты и представители МВД обсуждали интересную и, на наш взгляд, необходимую норму. Это когда водителю лучше не выходить из машины после приказа полицейского остановиться. Так вот, МВД хочет убрать ее. На наш взгляд, не самое продуманное решение. Оставаясь в своей машине, водитель не только чувствует себя увереннее, но и на самом деле находится в безопасности
Да, конечно, полицейский имеет право вызвать автолюбителя. Но для этого он обязан подойти к машине. И в этот момент, учитывая сложную обстановку и наличие множества оборотней в погонах, водитель может лично оценить ситуацию и в случае чего рвануть с места. Чем даже спасти свою жизнь. К тому же разговор о возможной взятке у “чужого” автомобиля вести рискованно - каждый второй способен зафиксировать предложение недобросовестного полицейского решить все неформально. Не совсем понятно, почему МВД вдруг решило отказаться от этого положения. Ведь помнится, что за своевольный выход из машины полагался штраф в размере 5 МРП (1 МРП - 1982 тенге). Да и потом инициатива ввести эту норму шла как раз со стороны МВД - таким образом решено было защитить в том числе и самих сотрудников полиции. Конечно, потенциального преступника не остановит штраф, однако это можно было расценивать как сигнал - вышел самовольно из машины, не обращая внимания на угрозу наказания, значит, замыслил что-то недоброе. Мажилисмен Каирбек Сулейменов это также отметил: “Мы обязаны сохранить эту норму для того, чтобы обеспечить безопасность сотрудников полиции, которые несут службу на пустынных трассах. Мне совершенно неизвестно, на чем основано убеждение МВД, почему они поменяли свою позицию через 1,5-2 года?”. Можем предположить. Полицейские работают не только на “темных” и пустынных трассах, но и в хорошо освещенных городах с приемлемым уровнем безопасности. А то и вовсе - днем в центре мегаполисов. И так как останавливать просто с обочины для проверки документов полиции запрещено, они придумали новый способ. В момент регулировки движения, пользуясь случаем (это, оказывается, можно), некоторые из них “проводят работу с населением”. И автолюбители могли видеть - неподалеку от перекрестка, что находится в режиме ручного управления, стоит патрульный автомобиль, около которого собрано несколько машин. Но остановить - полдела. Надо подойти и приказать выйти. Что не совсем удобно. Во-первых, “тело совершает работу”, а во-вторых, теряется много времени - надо же найти основание и попросить лично. То есть десятки минут уходят впустую. А так - взмахнул жезлом, и дело в шляпе - водитель, предполагая, что он может быть неправ, тут же бежит к “старшему” оправдываться. Такова наша психология - мундир заставляет бояться и улыбаться в надежде хоть как-то снизить уровень возможного наказания. Вести разговор о возможном нарушении, то есть попросту раскручивать пассажира, гораздо проще и безопаснее, так сказать, у себя. Ведь правда - никогда полицейский не сядет к тебе в автомобиль, не начнет предлагать решить нечто альтернативным путем. Если запишут момент передачи взятки или хотя бы момент вымогательства, это может обернуться сроком для самого сотрудника полиции. Поэтому, отменяя эту норму, дорожные представители закона как бы сами вытягивают на разговор. Ведь если не запрещено, выходит, ты обязан это сделать. На наш взгляд, эту норму рано исключать. Наоборот, необходимо дополнить. Остановил тебя полицейский - ты имеешь право сидеть и не покидать свой автомобиль. Не подошел через минуту - можешь уехать. Или даже так - каждые десять минут твоего потраченного времени оплачивает государство. Конечно, законодательный механизм по выплате “штрафов наоборот” еще предстоит разработать, но сама идея нам кажется перспективной - теперь уже полицейский будет вынужден относиться с уважением к твоим правам и личному времени. А еще стоит пересмотреть размер штрафа - сделать в десять раз меньше - снизить до 0,5 МРП. То есть использовать угрозу штрафа не как инструмент давления, а лишь как сигнал насторожиться. Кстати, с посадкой в машину к полицейским необходимо разбираться более детально. У нас некоторые дикости до сих пор в порядке вещей. К примеру, вывоз в лабораторию - сажают чуть ли не силой и тут же стартуют - главное, чтобы не успел покинуть машину. При этом ни свидетелей, ни весомого повода в необходимости освидетельствования, ни тем более протокола, что ты согласен пройти медицинское обследование. Здесь также некий психологический момент - даже кристально чистый человек может засомневаться и попытаться “разрулить” ситуацию. Да, он уверен в себе. А вот в комиссии - не очень. Мол, лучше не доводить. Тем более что в большинстве случаев, так и не добившись желаемого, полицейские высаживают потенциальную жертву в паре кварталов от места “приема”. И ты вынужден добираться до автомобиля своими силами - теряешь массу времени. Такое поведение со стороны сотрудников полиции иначе как похищением и не назовешь. Попытаешься объяснить свои права - обвинят в сопротивлении. По существующим законам полиция “знает, что делает” Вот она - “вилка”. Хотелось бы, чтобы мажилисмены вспомнили и об этом. Но вернемся к основной теме. По сути, отказ от этой нормы - это отступление от международных порядков. Ни в одной стране мира без серьезного основания полицейский не имеет права вызывать водителя из автомобиля. Причем этот повод фиксируется также и удаленной системой наблюдения за полицейскими. Так сказать, ради общей безопасности. Учитывая все это, можно с уверенностью сказать - отмена подобного положения ни в коем случае невыгодна рядовому автолюбителю. Однако может быть интересна представителям закона. |